Регулирование энергосбережения

Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции повышение конкурентоспособности организаций и соответственно расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики.

В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.

Основы формирования нормативно-правовой базы энергосбережения были заложены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.95 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года». Согласно Указу энергосбережение было определено в качестве одного из основных направлений развития топливно-энергетического комплекса России, а проблема повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, перевод экономики на энергосберегающий путь поставлены во главу угла энергетической политики России.

Сегодня основу нормативно-правовой базы энергосбережения составляет Федеральный закон от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (с изменениями от 05.04.03 г.). Данный закон впервые легитимно определил содержание понятия «энергосбережения».

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.[9]

В Федеральном законе «Об энергосбережении» также определяется понятие энергосберегающей политики государства. Это правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения. То есть, государство регулирует деятельность в сфере энергосбережения путем правового, организационного и финансово-экономического воздействия.

Анализ инструментов воздействия, с помощью которых государство может регулировать отношения в этой сфере показывает, что нормативно-правовая база для их использования в целом имеется, правовые предпосылки для реализации государственной политики в сфере энергосбережения в настоящий момент созданы.

Правовое государственное регулирование энергосбережения выражается в закреплении в нормативных правовых актах:

1) основополагающих понятий, таких, как энергосбережение, эффективное использование энергетических ресурсов, рациональное энергопотребление и т.д.;

) роли государства в решении проблемы энергосбережения;

) основных направлений реализации энергосбережения;

) системы органов управления энергосбережением;

) методов стимулирования, поощрения и наказания.

Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, определяющих границы применения финансово-экономических механизмов, стандартов и сертификации, обязательность проведения на предприятиях энергетических обследований для оценки использования топливно-энергетических ресурсов.[9]

В Федеральном законе от 14.04.95 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями от 30.12.04 г.) определены принципы государственного регулирования тарифов. Во исполнение вышеуказанного Закона начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, которые решают задачи государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. Государственное регулирование тарифов на потребляемую энергию должно быть объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым. Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 2 названного Федерального закона предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Эти предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Данная норма Федерального закона должна неукоснительно выполняться.

Перейти на страницу: 1 2

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации
бизнес предпринимательство рыночный Данная работа посвящена проблематике государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, малое предпринимательство играет значительную роль в социальной и экономической стабильности страны ...