Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования

Необходимо отметить, что за последние годы государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью.

декабря 2008 года был принят Указ Президента Республики Беларусь от № 689 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь". Данный законодательный акт приостановил проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу нового Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Беларуси.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Указ) [5] определил новый порядок контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2010 г.

Указом определен "закрытый" перечень контролирующих и надзорных органов, которым разрешено проводить проверки, а также сфер их контроля (надзора) (далее - перечень контролирующих органов). Иные государственные органы, которые в этот список не были включены, права проводить проверки субъектов хозяйствования не имеют.

Сферы контроля (надзора) этих органов достаточно существенно сужены по сравнению с раннее действовавшими полномочиями определяемыми законодательством и, самое главное, устранено их "пересечение". В частности, органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему, могут в сфере хозяйственной деятельности осуществлять только контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей, а также установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут осуществляться несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. При этом проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Координировать же плановые проверки поручено Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам.

В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровью граждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных) органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

Указом изменены основополагающие принципы контрольной деятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичности их проведения (не чаще одного раза в год), заменен "механизм" назначения проверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования [5, п.7]. При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска на основании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность в плане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Государственная система технического регулирования экономической системы в Республике Казахстан
На сегодняшний день государственная система технического регулирования является важной составляющей общей экономической системы в Республике Казахстан. Создание благоприятных условий для повышения международной конкурентоспособности страны и качества жизни граждан позволит Казахстану за 10 ...

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...