Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования

Процедура проведения проверок и ревизий, выступающих правовыми формами последующего государственного контроля, финансово-хозяйственной деятельности, субъектов хозяйствования установлена нормами Положения о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение), утвержденного Указом № 510.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка) - это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) - это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности [11, с. 193].

Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:

§ изучения действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

§ проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;

§ проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

§ сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);

§ сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

§ проведения встречных проверок; сличения в установленном нормами права порядке имеющихся у проверяемого субъекта хозяйственной деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке и иными способами [11, с. 194].

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), входе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы), руководителем организации со статусом юридического лица (обособленного подразделения организации), а при его отсутствии - уполномоченным заместителем руководителя либо индивидуальным предпринимателем, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, а при необходимости - другими участниками проверки (ревизии).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Государственная система технического регулирования экономической системы в Республике Казахстан
На сегодняшний день государственная система технического регулирования является важной составляющей общей экономической системы в Республике Казахстан. Создание благоприятных условий для повышения международной конкурентоспособности страны и качества жизни граждан позволит Казахстану за 10 ...

Экономическая сущность и принципы аренды
Преобразования при переходе к рыночным отношениям потребовали поиска новых форм хозяйственных отношений и структур управления. Экономика предприятия была основана не столько на экономических методах, сколько на командном руководстве сверху. Опыт развитых стран подтверждает, что только высокая ...