Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике

Государство - это стержень общественной системы, основным символом которого является власть, основанная на правовых нормах и нормах морали, с помощью которых и образовалась новая форма поведения человека, отделив общий интерес от частного. В результате государство способствует развитию общества в целом и развитию каждого индивидуума в частности. Так же с возникновением государства возникает сфера его экономической деятельности, которая становится необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал Адам Смит». Таким образом, современные тенденции таковы, что бесконтрольная рыночная экономика, предоставленная сама себе, уступает место регулируемой государством рыночной экономике. «Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной».

В командно-распределительной экономике государства некого регулировать в силу того, что обязанности по производству и распределению товаров и услуг государство взяло на себя. А в рыночной системе обязательства по производству и распределению товаров и услуг берет на себя собственник (хозяйствующий субъект). Одно из определений рыночной экономики звучит так: «Рыночная экономика характеризуется приматом личности над государством, господством частной собственности, как главной движущей силы развития». В данной связи и появляется острая необходимость регулируемой силы, которая будет в состоянии упорядочить экономические процессы, несущие в себе немалые проблемы по мере развития (поступательного движения) экономического роста.

Недавно прошло заседание под председательством Евгения Примакова на тему «Роль и значение сетей продвижения инноваций к внутренним и зарубежным производителям, возможности системы ТПП РФ в формировании и поддержке инфраструктуры экономики знаний» на повестке дня которого стоял вопрос посвященный «пониманию безальтернативности модернизации экономики России и перевода ее на инновационные рельсы. В качестве первоочередной задачи стоит стимулирование государством российских предпринимателей к переводу производства на инновационные рельсы. На Западе к внедрению инноваций бизнесменов приводит сама их деятельность - конкурентная борьба за более высокие прибыли. У нас такого стимула практически нет. Значит, государство главным образом должно создать условия, подталкивающие предпринимателей к технико-технологическому обновлению производства. Среди таких мер большая роль принадлежит налоговым рычагам. Практически во всех странах инновационные вложения освобождаются от налогов».

Это наглядно доказывает, что государство не стремится к тому, чтобы загнать всех в определенные рамки не дав свободы выбора, а наоборот пытается создать благоприятные условия для развития инноваций на экономических просторах свободного рынка посредством грамотной налоговой политики.

Также на этом заседании рассматривались вопросы импорта высокотехнологичного оборудования: «Нужно стимулировать не только производство, но и потребление инновационной продукции. Причем, не останавливаться в этом плане на полпути. Известно, например, какое значение имеет для нас обновление бесконечно устаревших и физически и морально основных производственных фондов. С этой целью Правительство «обнулило» таможенные пошлины и сняло НДС с ввозимого высокотехнологичного оборудования, не производимого в нашей стране. Вместе с тем лишь 13% импортируемого оборудования отвечает характеристикам сегодняшнего дня. Предпочтение предпринимателями при закупке отдается более дешевой, но уже морально устаревшей продукции. Так на новом витке закладывается наше отставание. Его масштабы видны из того, что закупается за рубежом 99% всех новых станков».

Таким образом, видно непосредственное участие государства в экономической ситуации рынка страны, где оно пытается эффективно решать назревшие проблемы.

У рыночной системы есть и обратная сторона. Она не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не способствует защите окружающей среды, сохранению ресурсов принадлежащих всему человечеству, не гарантирует право на труд. В условиях жесткой рыночной системы не уделяется внимание проблемам малоимущего населения, больным и инвалидам. Не учитывается необходимость развития науки, поддержания обороноспособности государства для сохранения суверенитета страны и т.д. Перечислять можно очень долго. В главной своей идее рынок ориентирован на извлечение прибыли, на накопление и приумножение капитала. В результате рынок работает на тех, у кого есть деньги, а не на удовлетворении потребностей рядовых граждан общества. Другими словами, при имеющихся плюсах есть один существенный недостаток у рыночной системы: антисоциальная направленность. Все это и объясняет необходимость государственного регулирования. «В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы и изменяющимися условиями хозяйствования».

Государственный долг
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М ...

Внешние эффекты и общественные блага
Рынок - форма взаимоотношений между свободно функционирующими экономическими субъектами по поводу распределение благ. Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимущес ...