Осуществление государственного регулирования цен в Республике Беларусь

В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли позитивные изменения (снижение темпов роста потребительских цен, укрепление белорусского рубля, сокращение объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии; сокращение объемов бартера, снижение остроты проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям; возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, сформированы организационные и институциональные основы), но вместе с тем в сфере ценообразования остались и нерешенные вопросы (достаточно высокий уровень инфляции; опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары; высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта; наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги; недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости; недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки; большое количество принимаемых нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия; несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам). Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений. Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагала коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

В качестве принципов ценообразования были определены: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).

Правовые основы государственной политики в области ценообразования отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования (предприятия, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления).

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.

Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров (регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны) и Министерство экономики (осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования, определяет формы и способы государственного ценового регулирования, осуществляет руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, регулирование цен и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства, принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Безработица сущность, виды, причины
Я решила выбрать тему курсовой работы : «Системный анализ проблемы занятости (безработицы)». Проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Особенно остро она проявляется в последние годы. Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, ...

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...