Осуществление государственного регулирования цен в Республике Беларусь

В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

1) установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

2) определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

) обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

) установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

) установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

) ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

) ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

) обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

) индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

10) декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

11) ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

) контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.

Также государство осуществляет и антимонопольную политику, целью которой является обеспечение доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Государственный долг, его сущность и причины образования
Актуальность проблемы. Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово - бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики - единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и госуд ...

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...