Плюсы и минусы новой системы оплаты труда в бюджетной сфере

В ходе обсуждения было отмечено, что благодаря новой системе оплаты труда учителей стало более прозрачным и объективным распределение бюджетных средств, повысились эффективность расходования бюджетных средств, заинтересованность у педагогов к достижениям своих учащихся, также у учителей сформировалась готовность к внешней оценке их труда.

Однако внедрение новой системы оплаты труда выявило ряд проблем. Некоторые школы не принимают ее. Кроме того, обнаружены экономическая безграмотность руководителей педагогических учреждений, низкая активность общественности в управлении школ и главное - настороженное отношение учителей к новой системе. Директорами школ была отмечена проблема «уравниловки» заработной платы, когда педагог с большим стажем получает столько же, сколько начинающий педагог. Также возникла неясность с распределением фонда оплаты труда и фонда стимулирующей части.

Недостатки действующей системы оплаты труда в системе образования:

учитель превращается в «часодавателя», что существенным образом отражается на качестве преподавания;

учителя начальных классов имеют больший объем внеклассной и воспитательной работы, но их работа тарифицируется на 10% ниже;

фактически, не оплачивается также вся внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями.

Первое и главное в НСОТ - зависимость заработной платы от качества и результативности труда. Во всех новых подходах аспекты учета результативности труда на первом месте.

На данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования.

Весьма серьезным недостатком многих НСОТ является учет не в полной мере сложности труда руководителей ОУ, их заместителей и главных бухгалтеров. Как правило, применение положений НСОТ приводит к тому, что должностные оклады этой категории работников устанавливаются на более низком уровне, чем заработная плата высококвалифицированных педагогических работников. Поэтому при введении НСОТ в различных субъектах РФ не выдерживается принцип соответствия должностного оклада руководителя 3 размерам средней заработной платы основного персонала возглавляемого им учреждения. Подобные действия приводят к тому, что ФНД, предназначенный для выплаты компенсирующих и стимулирующих доплат, иногда на 90% расходуется на доплаты административному персоналу ОУ.

Некоторые НСОТ вводят зависимость размера заработной платы учителей от наполняемости классов (групп). Так, например, НСОТ, введенная в Псковской области, предусматривает уменьшение базовой единицы пропорционально коэффициенту наполняемости. То есть если в классе вместо плановых 25 учащихся имеется в наличии только 12, то базовый оклад учителя в таком классе будет составлять 50% от базового оклада учителя в классе с плановой наполняемостью.

Новая система оплаты труда, которая должна была стимулировать работников культуры на качественный результат труда, привела к обратным результатам. Во-первых, увеличение минимального размера оплаты труда с 2300 до 4611 тыс. рублей не дало значимой прибавки к зарплате людям, получающим более 4600 рублей. Дополнительных денег на увеличение окладов чиновники не дали. В итоге рост окладов достигался за счет сокращения одних работников или уменьшения заработной платы у других.

Во-вторых, в ходе оптимизации были ликвидированы свободные ставки, с которых шли доплаты, составлявшие 50% от оклада.

Если говорить о стимулирующей части новой системы оплаты труда, то она зависит, прежде всего, от потенциала и специфики учреждения культуры. Если в учреждении есть спортивная часть (бассейн, спортзал, атлетический зал), например, или же возможность проводить платные мероприятия: концерты, выставки, театрализованные представления в немалых количествах, то размер премиальных бывает неплохим и достигает 40%- 50% от оклада. Кроме этого, в культуре есть доплаты за условия работы, за выслугу лет, за наличие звания или ученой степени и т.д. Но в целом стимулирующая часть новой системы оплаты труда кардинально не влияет на рост зарплат, учитывая уровень цен.

Время показало, что новые системы оплаты труда эффективно заработали лишь в тех регионах страны, где их введение (на правах эксперимента) сопровождалось существенным, в разы, увеличением финансирования отрасли.

Безработица и ее проблемы в переходной экономике
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой необходим ...

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...