Плюсы и минусы новой системы оплаты труда в бюджетной сфере

В ходе обсуждения было отмечено, что благодаря новой системе оплаты труда учителей стало более прозрачным и объективным распределение бюджетных средств, повысились эффективность расходования бюджетных средств, заинтересованность у педагогов к достижениям своих учащихся, также у учителей сформировалась готовность к внешней оценке их труда.

Однако внедрение новой системы оплаты труда выявило ряд проблем. Некоторые школы не принимают ее. Кроме того, обнаружены экономическая безграмотность руководителей педагогических учреждений, низкая активность общественности в управлении школ и главное - настороженное отношение учителей к новой системе. Директорами школ была отмечена проблема «уравниловки» заработной платы, когда педагог с большим стажем получает столько же, сколько начинающий педагог. Также возникла неясность с распределением фонда оплаты труда и фонда стимулирующей части.

Недостатки действующей системы оплаты труда в системе образования:

учитель превращается в «часодавателя», что существенным образом отражается на качестве преподавания;

учителя начальных классов имеют больший объем внеклассной и воспитательной работы, но их работа тарифицируется на 10% ниже;

фактически, не оплачивается также вся внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями.

Первое и главное в НСОТ - зависимость заработной платы от качества и результативности труда. Во всех новых подходах аспекты учета результативности труда на первом месте.

На данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования.

Весьма серьезным недостатком многих НСОТ является учет не в полной мере сложности труда руководителей ОУ, их заместителей и главных бухгалтеров. Как правило, применение положений НСОТ приводит к тому, что должностные оклады этой категории работников устанавливаются на более низком уровне, чем заработная плата высококвалифицированных педагогических работников. Поэтому при введении НСОТ в различных субъектах РФ не выдерживается принцип соответствия должностного оклада руководителя 3 размерам средней заработной платы основного персонала возглавляемого им учреждения. Подобные действия приводят к тому, что ФНД, предназначенный для выплаты компенсирующих и стимулирующих доплат, иногда на 90% расходуется на доплаты административному персоналу ОУ.

Некоторые НСОТ вводят зависимость размера заработной платы учителей от наполняемости классов (групп). Так, например, НСОТ, введенная в Псковской области, предусматривает уменьшение базовой единицы пропорционально коэффициенту наполняемости. То есть если в классе вместо плановых 25 учащихся имеется в наличии только 12, то базовый оклад учителя в таком классе будет составлять 50% от базового оклада учителя в классе с плановой наполняемостью.

Новая система оплаты труда, которая должна была стимулировать работников культуры на качественный результат труда, привела к обратным результатам. Во-первых, увеличение минимального размера оплаты труда с 2300 до 4611 тыс. рублей не дало значимой прибавки к зарплате людям, получающим более 4600 рублей. Дополнительных денег на увеличение окладов чиновники не дали. В итоге рост окладов достигался за счет сокращения одних работников или уменьшения заработной платы у других.

Во-вторых, в ходе оптимизации были ликвидированы свободные ставки, с которых шли доплаты, составлявшие 50% от оклада.

Если говорить о стимулирующей части новой системы оплаты труда, то она зависит, прежде всего, от потенциала и специфики учреждения культуры. Если в учреждении есть спортивная часть (бассейн, спортзал, атлетический зал), например, или же возможность проводить платные мероприятия: концерты, выставки, театрализованные представления в немалых количествах, то размер премиальных бывает неплохим и достигает 40%- 50% от оклада. Кроме этого, в культуре есть доплаты за условия работы, за выслугу лет, за наличие звания или ученой степени и т.д. Но в целом стимулирующая часть новой системы оплаты труда кардинально не влияет на рост зарплат, учитывая уровень цен.

Время показало, что новые системы оплаты труда эффективно заработали лишь в тех регионах страны, где их введение (на правах эксперимента) сопровождалось существенным, в разы, увеличением финансирования отрасли.

Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности и ведущей проблемой экономического развития выступает безработица. В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, оказывающую влияние на все сферы общественной жизни. От масштабов безработицы зависят ос ...

Безработица как социальное явление (на материалах Республики Узбекистан)
Актуальность темы. Рынок труда - важная часть структуры рыночной экономики, так как отношения, складывающиеся в данной сфере, затрагивают насущные потребности большинства населения страны и имеют ярко-выраженный социальный характер. Одним из существенных следствий, происходящих на рынке труда, ...