Становление рынка технологий как необходимое условие для успешного осуществления инновационного процесса в Республике Беларусь

В качестве товара здесь должны выступать патенты, лицензии, “ноу-хау”, авторские права, которые по общему правилу биржевым товаром не являются.

В связи с этим необходимо сделать отмеченный выше рыночный институт еще и правовым институтом. Это можно осуществить посредством разработки и последующего принятия Закона Республики Беларусь “О научно-технической бирже”, в котором следует оговорить возможность заключения на данной бирже сделок в отношении результатов научно-технических исследований, а также подробно и четко прописать все иные вопросы, касающиеся функционирования предлагаемой к созданию структуры.

В процессе реальной деятельности рассматриваемой биржи государство должно выступать в качестве арбитра, следящего за правильностью оформления сделки в целях защиты прав и законных интересов как научных организаций, так и субъектов хозяйствования, занимающихся производством.

Помимо всего прочего, нормами указанного выше закона может быть отнесено к функциям данной биржи рыночное определение стоимости результатов научно-технических исследований. Для этого могут быть использованы различные методы (затратный, экспертный, путем аукциона, на основе спроса и предложения).

Предлагаемый подход содействовал бы упорядочению отмеченного аспекта отношений.

Также целесообразно создание банка данных научных открытий в виде научно-технического информационного центра. Указанный центр должен стать необходимой составной частью инфраструктуры рынка технологий, призванной аккумулировать все результаты научно-технических исследований и открытий.

Рассматривая вопрос об активизации спроса на белорусском рынке технологий, следует отметить, что в этих целях может быть использован весь широкий спектр имеющихся инструментов налоговой, кредитной и финансовой политики.

На сегодняшний день налоговым законодательством республики предусмотрено, что облагаемая налогом прибыль предприятия уменьшается на величину прибыли, фактически использованной на проведение НИОКР.

При этом представляется целесообразным дополнить действующее налоговое законодательство нормами, которые стимулировали бы приобретение субъектами хозяйствования инновационных разработок и их практическое внедрение.

Необходимо, чтобы в течение пяти лет освобождались от налогообложения:

) прибыль (доход), получаемые предприятием-патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи на него лицензии, - с даты начала использования изобретения или продажи лицензии;

) прибыль (доход), получаемые предприятием от использования изобретения в результате покупки лицензии, - с даты начала использования изобретения;

) прибыль (доход), получаемые предприятием или новым производством, которые создаются специально для изготовления новой техники с применением запатентованного изобретения, - с даты ввода предприятия или нового производства в эксплуатацию.

Кроме освобождения от налогообложения прибыли, получаемой от внедрения инноваций, необходимо обратить внимание и на конечного потребителя, покупающего наукоемкую продукцию, так как спрос на рынке технологий прямым образом зависит от сложившегося спроса на рынке конечной продукции.

Для стимулирования спроса на наукоемкую продукцию со стороны потребителей необходимо при реализации принципиально новой продукции освободить субъекта, осуществляющего такую реализацию, от уплаты налога на добавленную стоимость и косвенных налогов. Это следует сделать для содействия продвижению такой продукции на рынок.

Помимо налоговых механизмов, может быть использовано также и выделение льготных кредитов для освоения в производстве результатов научно-технических исследований, наукоемкой продукции.

При всем отмеченном выше следует, однако, учитывать, что существенного увеличения спроса на рынке технологий вряд ли можно добиться без столь же существенного улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования республики, повышения прибыльности и эффективности их деятельности. Этого же, по-видимому, можно достигнуть лишь путем реструктуризации отечественной экономики, грамотного использования механизмов банкротства и санации, то есть принятия соответствующих мер на макроуровне.

Таким образом, более-менее значимый рост спроса на рынке технологий невозможен без улучшения общей экономической ситуации в Беларуси, достижения стабилизации как на макро-, так и на микроуровне.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая сущность и содержание инвестиций
Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений. На смену народн ...

Государственное регулирование агропромышленного комплекса России
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он су ...