Механизм государственного стимулирования инновационного процесса

государственный стимулирование инновационный наука

Необходимо учитывать, что только создание рынка технологий в Республике Беларусь не может являться единственным фактором, способным обусловить инновационную активность в стране на должном уровне.

Регулирующая роль государства в научно-инновационной сфере также имеет высокую важность. Суть этой регулирующей роли определяется двумя группами факторов. Во-первых, это провалы рынка, ведущие к неоптимальному уровню инвестиций в НИОКР. Во-вторых, это системные проблемы, возникающие в процессе стимулирования инноваций. [5,с.128]

Провалы рынка, являющиеся неотъемлемой чертой рынка информации, имеют место в тех случаях, когда проводящие НИОКР предприятия не могут воспользоваться в полной мере полезным эффектом от инвестиций в НИОКР вследствие положительных внешних эффектов (экстерналий) от своей деятельности. Дело в том, что во многих секторах возможности имитации нововведений весьма высоки, в то время как патентирование предоставляет неполную и недолговечную защиту. В результате фирмы ограничивают инвестиции в НИОКР, проводя их в неоптимальном для общества объеме.

В то же время ряд эмпирических исследований показывает, что в среднем доход от инвестиций в инновации, получаемый обществом в целом (социальный эффект) превышает частный доход в два раза (эти два эффекта составляют соответственно 56 и 25%).

Поскольку в современных белорусских условиях достижение положительного социального эффекта имеет огромное значение, то стимулирование государством НИОКР важно также и с этих позиций.

Основными формами такой политики должны являться субсидии (если позволяют возможности бюджета) и налоговые льготы для проведения НИОКР.

Следует отметить, что налоговые льготы обладают важными преимуществами перед субсидиями в стимулировании НИОКР: в частности, налоговые льготы предполагают меньше вмешательства в экономическую жизнь, сохраняя за агентами в частном секторе автономию в принятии решений; кроме того, они поощряют уже осуществленные действия, а субсидии - действия, которые еще только предстоит предпринять.

Как уже отмечалось выше, в настоящий момент в республике имеет место освобождение прибыли, фактически использованной на цели НИОКР, от налогообложения.

В данной области целесообразно также предусмотреть такие меры, как:

) регулирование ставки амортизации по НИОКР;

) перенесение налоговых льгот на будущие периоды;

) налоговый кредит для НИОКР (т.е. прямой вычет из налогового обязательства налогоплательщика);

) использование специальных налоговых льгот для малых предприятий.

Таким образом, государственная налоговая политика должна способствовать не только росту спроса со стороны субъектов хозяйствования на результаты внешних научных исследований, но и стимулировать проведение НИОКР собственными силами предприятий.

Важным провалом рынка является также недостаточный объем инвестиций в фундаментальные исследования.

НИОКР внутри предприятия сосредоточиваются на краткосрочных и прикладных исследованиях.

Хотя непосредственную отдачу от долгосрочных фундаментальных исследований проследить проблематично, несомненен тот факт, что они, как показывает мировой опыт, играют принципиально важную роль в динамике национальных инновационных систем.

По некоторым оценкам, около 10% промышленных инноваций вообще не было бы осуществлено при отсутствии академических исследований в соответствующих областях, причем в фармацевтической промышленности эта цифра достигает 30%. [6]

А потому следует учитывать, что белорусское государство в любом случае должно остаться главным субъектом, осуществляющим финансирование фундаментальных исследований.

Частный сектор вряд ли будет способен оказать в этом плане существенную помощь.

Представляется также целесообразным создание на государственном уровне специальной структуры, призванной содействовать взаимодействию фундаментальной и прикладной науки.

При этом в функции указанной структуры должно войти:

) изучение результатов фундаментальных исследований и выявление путей их прямого или косвенного практического применения;

) сбор информации о результатах прикладных исследований на предприятиях Беларуси и выявление среди них тех, которые потенциально могут послужить толчком к осуществлению открытий фундаментального типа;

Перейти на страницу: 1 2 3

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...

Экономическая оценка проектных решений
Определение состава имущества предприятия Для организации процесса производства любое предприятие должно располагать определенными ресурсами, то есть обладать имуществом. Под имуществом предприятия понимаются все материальные, нематериальные и денежные средства, находящиеся в пользовании, вл ...