Механизм государственного стимулирования инновационного процесса

государственный стимулирование инновационный наука

Необходимо учитывать, что только создание рынка технологий в Республике Беларусь не может являться единственным фактором, способным обусловить инновационную активность в стране на должном уровне.

Регулирующая роль государства в научно-инновационной сфере также имеет высокую важность. Суть этой регулирующей роли определяется двумя группами факторов. Во-первых, это провалы рынка, ведущие к неоптимальному уровню инвестиций в НИОКР. Во-вторых, это системные проблемы, возникающие в процессе стимулирования инноваций. [5,с.128]

Провалы рынка, являющиеся неотъемлемой чертой рынка информации, имеют место в тех случаях, когда проводящие НИОКР предприятия не могут воспользоваться в полной мере полезным эффектом от инвестиций в НИОКР вследствие положительных внешних эффектов (экстерналий) от своей деятельности. Дело в том, что во многих секторах возможности имитации нововведений весьма высоки, в то время как патентирование предоставляет неполную и недолговечную защиту. В результате фирмы ограничивают инвестиции в НИОКР, проводя их в неоптимальном для общества объеме.

В то же время ряд эмпирических исследований показывает, что в среднем доход от инвестиций в инновации, получаемый обществом в целом (социальный эффект) превышает частный доход в два раза (эти два эффекта составляют соответственно 56 и 25%).

Поскольку в современных белорусских условиях достижение положительного социального эффекта имеет огромное значение, то стимулирование государством НИОКР важно также и с этих позиций.

Основными формами такой политики должны являться субсидии (если позволяют возможности бюджета) и налоговые льготы для проведения НИОКР.

Следует отметить, что налоговые льготы обладают важными преимуществами перед субсидиями в стимулировании НИОКР: в частности, налоговые льготы предполагают меньше вмешательства в экономическую жизнь, сохраняя за агентами в частном секторе автономию в принятии решений; кроме того, они поощряют уже осуществленные действия, а субсидии - действия, которые еще только предстоит предпринять.

Как уже отмечалось выше, в настоящий момент в республике имеет место освобождение прибыли, фактически использованной на цели НИОКР, от налогообложения.

В данной области целесообразно также предусмотреть такие меры, как:

) регулирование ставки амортизации по НИОКР;

) перенесение налоговых льгот на будущие периоды;

) налоговый кредит для НИОКР (т.е. прямой вычет из налогового обязательства налогоплательщика);

) использование специальных налоговых льгот для малых предприятий.

Таким образом, государственная налоговая политика должна способствовать не только росту спроса со стороны субъектов хозяйствования на результаты внешних научных исследований, но и стимулировать проведение НИОКР собственными силами предприятий.

Важным провалом рынка является также недостаточный объем инвестиций в фундаментальные исследования.

НИОКР внутри предприятия сосредоточиваются на краткосрочных и прикладных исследованиях.

Хотя непосредственную отдачу от долгосрочных фундаментальных исследований проследить проблематично, несомненен тот факт, что они, как показывает мировой опыт, играют принципиально важную роль в динамике национальных инновационных систем.

По некоторым оценкам, около 10% промышленных инноваций вообще не было бы осуществлено при отсутствии академических исследований в соответствующих областях, причем в фармацевтической промышленности эта цифра достигает 30%. [6]

А потому следует учитывать, что белорусское государство в любом случае должно остаться главным субъектом, осуществляющим финансирование фундаментальных исследований.

Частный сектор вряд ли будет способен оказать в этом плане существенную помощь.

Представляется также целесообразным создание на государственном уровне специальной структуры, призванной содействовать взаимодействию фундаментальной и прикладной науки.

При этом в функции указанной структуры должно войти:

) изучение результатов фундаментальных исследований и выявление путей их прямого или косвенного практического применения;

) сбор информации о результатах прикладных исследований на предприятиях Беларуси и выявление среди них тех, которые потенциально могут послужить толчком к осуществлению открытий фундаментального типа;

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая деятельность туристического предприятия
Исследование проблем развития и организации деятельности туристского предприятия и индустрии туризма в целом актуально по той причине, что туризм является одним из наиболее динамичных социально-экономических явлений современного мира. За стремительные темпы роста и масштабы влияния на уровень ...

Бизнес-планирование как основа предпринимательской деятельности
бизнес планирование риск В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль пла ...