Механизм государственного стимулирования инновационного процесса

) изучение результатов прикладных исследований в зарубежных фирмах и выявление возможности и путей их практического применения на аналогичных отечественных предприятиях;

) выявление возможностей взаимодействия Беларуси с зарубежными государствами в области фундаментальных исследований в рамках международного разделения труда;

) содействие заключению соглашений между отечественными и зарубежными субъектами хозяйствования, целью которых должна являться оптимизация совместных усилий для получения общей выгоды в рамках разделения труда в области прикладных исследований между указанными предприятиями.

Необходимо учитывать, что технологическая динамика в современных условиях зависит от взаимодействия и координации усилий различных участников инновационного процесса, в частности академического сектора, частного корпоративного сектора и государства.[7,с.212]

Это предъявляет новые требования к научно-технологической политике. Акцент переносится с исправления провалов рынка на ликвидацию системных проблем, связанных с недостатками информации и координации и сдерживающих развитие национальной инновационной системы, а также на селективную поддержку государством наиболее перспективных секторов и форм индустриальной организации.

Среди видов научно-технологической политики, приобретших необычайно высокую важность в последнее десятилетие и имеющих существенную степень значимости для успешного осуществления инновационного процесса, в республике следует обратить внимание на следующие:

) долгосрочное технологическое прогнозирование;

) меры, способствующие диффузии знаний в экономике, в частности, стимулирование кооперации между научно-образовательными учреждениями общественного сектора и промышленностью;

) развитие системы образования;

) поддержка наиболее перспективных организационных форм в промышленности и создание новых источников финансирования для них.

Особо следует остановиться на таком аспекте, как развитие системы образования, поскольку в настоящее время все более возрастает значение качества человеческих ресурсов для достижения национальной и региональной конкурентоспособности и роста благосостояния общества.

По всей видимости, связь между уровнем развития системы образования и инновационной активностью в стране не носит прямой характер. Однако чем выше уровень образования в стране, тем больше в ней людей, способных потенциально выступить в качестве инноваторов.

Таким образом, корреляция между двумя указанными элементами, безусловно, существует, и ее косвенный характер не должен ни в коем случае преуменьшать ее значение.

В связи с этим необходимо:

) обеспечить равный доступ к высшему образованию разных социальных групп;

) поддерживать высшее образование и подготовку аспирантов в избранных направлениях науки и технологии, прежде всего в тех областях, которые особенно важны для обеспечения экономического роста, основанного на знаниях;

) способствовать кооперации между учреждениями высшего образования и частным сектором;

) обеспечивать за счет государственных средств подготовку за рубежом специалистов по тем направлениям и специальностям, по которым нет возможности это сделать на территории республики.

Помимо всего прочего, на государственном уровне следует обратить внимание на необходимость постоянного внедрения инноваций в рамках системы образования, поскольку без этого на сегодняшний день вряд ли возможно развитие на должном уровне рассматриваемой сферы.

При этом необходимо учитывать, что управление инновациями в технологической основе образования только в том случае ведет к повышению эффективности и качества обучения, когда оно согласовано и взаимосвязано с управлением педагогическими, организационными и экономическими инновациями в сфере образования.

Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса. Постоянное совершенствование новых информационных технологий беспрецедентными темпами в последние десятилетия стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования, и Беларусь должна учитывать этот аспект. [8,с.34]

Особое внимание в нынешней ситуации следует обратить на необходимость использования в образовательном процессе интернет-технологий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Великая депрессия
Данная работа посвящена Великой депрессии 1929-1933 гг. и её влиянию на мировое хозяйство. Изучение данной проблемы является особенно актуальным, так как до сих пор происходящие тогда события оцениваются неоднозначно как историками, так и экономистами. Более того, появляются новые данные относ ...