Государственное регулирование предпринимательской деятельности

а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирования государственного бюджета;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечения занятости населения;

д) обеспечения безопасности и обороны страны;

е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Закрепляя право на свободу предпринимательской деятельности, Конституция Российской Федерации формулирует его в качестве права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

 предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

 борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

 предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

 контролем за использованием общенациональных ресурсов;

 социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Вместе с тем для осуществления некоторых видов деятельности недостаточно только государственной регистрации, а необходимо получение специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), а также в нормативных правовых актах о лицензировании банковской, внешнеторговой, таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды, деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, а также некоторых других видов деятельности. Одним из методов государственного воздействия на экономику является осуществление текущего публичного (со стороны государства и органов местного самоуправления) контроля за предпринимательской деятельностью. Механизм такого контроля включает большое число контролирующих органов, начиная с контролирующих муниципальных органов и заканчивая Госстандартом России и Счетной палатой Российской Федерации, и призван обеспечивать осуществление разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с законом и уставными задачами хозяйствующего субъекта.

Одним из элементов установленного государством порядка осуществления предпринимательской деятельности является порядок прекращения такой деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности.

Правовые основы государственной ценовой политики 8 условиях рынка заложены Указом Президента России от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен" и в настоящее время определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" (с последующими изменениями и дополнениями).

Государственному регулированию подлежат в основном цены на продукцию естественных монополий, определенных Федеральным законом "О естественных монополиях". Перечни товаров, работ и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждены три таких перечня:

) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти;

) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

) Перечень услуг в сфере транспорта, снабжения и сбыта, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (этот перечень носит не директивный, а дозволительный характер).

Директивное государственное регулирование осуществляется путем установления:

Перейти на страницу: 1 2 3

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Выявление угроз экономико-правовой безопасности строительного предприятия ООО Уралспецстрой
Производственная преддипломная практика проходила с 01 сентября - 28 сентября 2012 года на строительном предприятии ООО «Уралспецстрой» в должности экономиста. Целью преддипломной практики являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области выявления угр ...