Направления совершенствования государственной поддержки и стимулирования деятельности малых предприятий в Республике Беларусь

По своим характеристикам национальная инновационная система Республики Беларусь соответствует основополагающим тенденциям становления инновационной экономики. В то же время недостаточная проработка организационно-правовых аспектов регулирования инновационной деятельности снижает эффективность поддержки малого инновационного предпринимательства. Государственное регулирование инновационной деятельности характеризуется преобладанием прямых директивных методов в виде финансовой поддержки и контроля над реализацией программ и проектов. Действующий в республике механизм бюджетной поддержки инновационных проектов на возвратной основе ориентирован на финансирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской (технологической) стадий. Вместе с тем возможности поддержки инновационной деятельности в плане ее реализации ограничены.

Таким образом, ситуация в сфере наукоемкого предпринимательства является наиболее слабым местом инновационной системы Беларуси. Значительные усилия по развитию инновационной системы должны быть направлены на становление этого сектора, так как он является составной частью для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

Следует признать, что Республика Беларусь находится в начале пути формирования взаимовыгодных схем взаимодействия частного сектора и государства. Для совершенствования отечественной инновационной политики, очевидно, представляет интерес зарубежный опыт. Мировой экономической практикой накоплен богатый опыт действенных мер по стимулированию инновационной активности хозяйствующих субъектов. В их числе можно назвать разработку и реализацию правительственных программ поддержки инновационного предпринимательства, развитие инновационной инфраструктуры, предоставление фирмам налоговых льгот и кредитов, страхование риска для инвесторов, систему гарантий частичной компенсации финансовых потерь и другие [9].

Поэтому должен быть внимательно изучен и использован опыт стран, уверенно развивающих такие формы сотрудничества. Пример Китайской Народной Республики (КНР) наглядно демонстрирует, каким образом государство может стимулировать малый инновационный бизнес и создавать эффективные схемы частно-государственного партнерства. Приоритетные направления развития экономики, выделяя бюджетные средства на создание соответствующей инновационной инфраструктуры, в этих направлениях планирует Китайское правительство. Вместе с тем поощряется создание технопарков за счет средств внутренних и зарубежных частных инвесторов, для их обеспечения в Китае действует ряд совместных научно-технологических парков. Действующие в стране инновационные структуры участвуют в финансировании проектов инновационных предпринимателей и предоставляют им весь спектр услуг [9].

Результатом сотрудничества государства и бизнеса, в том числе малого, стали ускоренный рост экономики и повышение уровня жизни населения. Изменилась структура экономики: наряду с традиционными видами экспорта (текстиль и ювелирные украшения) начал стремительно расти экспорт современных продуктов, таких как программного обеспечения, фармацевтических препаратов, полимеров, приборов и электронного оборудования. Тем самым создана реальная основа для развития страны на следующих этапах экономического и научно-технического прогресса.

Используя опыт Китая и других стран, достигших успехов в реализации успешной инновационной политики, Республика Беларусь может построить эффективную систему поиска, отбора, экспертизы и финансирования проектов инновационных предпринимателей. Существует необходимость пересмотра отношений между предпринимательскими и государственными структурами. В части выработки и принятия комплекса мер по обеспечению реальной государственной поддержки наиболее перспективных направлений бизнеса, объективно требующих значительных объемов стартового капитала, способных не только стабилизировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг, но и постепенно повышать экспортный потенциал страны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Выявление угроз экономико-правовой безопасности строительного предприятия ООО Уралспецстрой
Производственная преддипломная практика проходила с 01 сентября - 28 сентября 2012 года на строительном предприятии ООО «Уралспецстрой» в должности экономиста. Целью преддипломной практики являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области выявления угр ...

Выбор роботизированного либо гибкого автоматизированного производства на основе расчета календарно-плановых нормативов
Цель данного курсового проекта: произвести выбор роботизированного (режим работы 2-хсменный) либо гибкого автоматизированного производства (режим работы 3-хсменный) на основе расчёта календарно-плановых нормативов. Задача курсовой работы: определение эффективности. Для этого в процессе выпол ...