Направления совершенствования государственной поддержки и стимулирования деятельности малых предприятий в Республике Беларусь

Для расширения новаторской работы государством возможно использование различных инструментов, ориентированных на стимулирование инновационных процессов и на создание экономической обстановки, общехозяйственного и социально-экономического климата благоприятных для инновационной деятельности.

Одним из таких инструментов поддержки малого инновационного предпринимательства в Республике Беларусь является разработка и принятие государственных программ в данной области. Представляется действенным функционирование, например, таких программ, как:

программа создания центров совершенствования и новаторства в области техники и технологии;

помощи малым и средним предприятиям, по содействию коммерческому освоению передовых технологий в сфере промышленности;

создания центров разработки, передачи и распространения технологии на базе частных неприбыльных организаций;

программа содействия промышленным исследованиям, частью которой может стать реализация стратегии стимулирования белорусских малых инновационных предприятий, предполагающая возмещение доли затрат на исследования и разработки малым предприятиям, осуществляющим исследования в рамках государственных приоритетов (новые промышленные материалы, биотехнологии, информационные технологии и др.) [9].

Кроме того, взаимодействие частного и государственного секторов экономики при реализации инновационных проектов возможно и через механизм размещения государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ, создание новой техники, продукции. И поскольку государственный заказ носит адресный характер, его выполнение будет ориентировано на достижение стратегических целей государства и приоритетов промышленной политики.

Вместе с разработкой государственных программ по развитию инновационной деятельности и совершенствованием нормативно-правовой среды, в Республике Беларусь необходимо принятие мер, направленных на создании элементов производственно-технологической инфраструктуры и развитие уже действующих инфраструктурных элементов, усиление выполнения ими информационных функций.

Наряду с этим, необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

В кредитовании малого инновационного предпринимательства ведущую роль должны играть банки. Банку, с одной стороны, легче выдать один крупный кредит, чем массу мелких. Вместе с тем, с развитием банковского сектора в Беларуси банкам приходится конкурировать за крупных клиентов, поэтому маржа от кредитования этой группы снижается.

Поэтому первоочередной задачей является решение проблемы затрудненного доступа к банковским кредитам для малых инновационных предприятий.

Поскольку, одним из основных условий предоставления банковского кредита является передача банку в залог материальных активов предприятия-заемщика, как правило, основных средств предприятия, оцененных по остаточной стоимости. Однако величина стоимости залога при этом должна значительно превосходить сумму запрашиваемого кредита. Однако, в большинстве случаев остаточная стоимость основных фондов малых предприятий и имеющегося у него в собственности оборудования крайне мала для того, чтобы претендовать на получение значимых по величине банковских кредитов [9].

Одним из способов решения данной проблемы является изменение подхода к финансовой оценке предприятий, учитывающим их нематериальные активы: "ноу-хау", технологии, изобретения, патенты, опытные образцы, торговые марки и т.д. Так, например, в развитых странах стоимость материальных активов (производственных зданий, технологического оборудования, транспорта и т.д.) предприятий, в том числе и малых, составляет всего 10-15% (в некоторых случаях 3-5%) их рыночной капитализации. Вся остальная стоимость складывается из их нематериальных активов, что позволяет таким предприятиям получать кредитные банковские и другие финансовые ресурсы для инновационного развития в необходимых размерах [9].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономичес ...