Направления совершенствования государственной поддержки и стимулирования деятельности малых предприятий в Республике Беларусь

Актуальной также является разработка программы поддержки совместных исследований государственных организаций и субъектов малого бизнеса, предоставляющая финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных с университетами и научными центрами исследований. Ее целями могут служить расширение финансовых возможностей частных предприятий для создания конкурентоспособных товаров на базе новейших технологий, а также формирование условий, благоприятных для продвижения на рынок разработанных университетами и научными центрами продуктов с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса [9].

Интенсивность малого инновационного предпринимательства в стране в существенной степени определяется возможностями ее финансового обеспечения, что объективно обусловливает необходимость привлечения к участию нерезидентов Республики Беларусь. Это обстоятельство касается всех этапов инновационного процесса, начиная от проведения научных исследований и заканчивая внедрением новых технологий, производством и реализацией продукции.

В становлении механизмов финансирования инновационного предпринимательства и создании необходимых правовых условий ключевую роль играет государство и банковский сектор. Однако для более быстрого и эффективного развития малых инновационных предприятий, повышения их роли в национальной инновационной системе необходимо привлечение частных инвесторов и создание внебанковской финансовой поддержки: стартовых, гарантийных и венчурных фондов, способных обеспечить субъектам малого инновационного предпринимательства необходимые инвестиции.

Гарантийные фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом необходимо также сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы.

Кроме того, государство должно не только создавать соответствующую правовую среду для стимулирования инвестиций в высокотехнологической сфере, но и принимать непосредственное активное участие в разнообразных схемах смешанного бюджетно-частного финансирования, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы механизмов финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства.

Очень важным элементом рыночной инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, наиболее популярным в зарубежных странах, является бизнес-инкубатор, создающий благоприятные условия для молодых либо только что созданных предприятий с высоким потенциалом роста, чтобы помочь им стать самостоятельными и прибыльными. Их роль в развитии малого инновационного предпринимательства возрастает и в большинстве стран бизнес-инкубаторам помогает материально государство (например, в США насчитывается около 1000 бизнес-инкубаторов, в Германии - 300, в Бразилии - 180) [9].

Беларусь располагает большим потенциалом в области новых технологий, а также немаловажным для завоевания рынков является технологический потенциал военно-промышленного комплекса и использование его разработок для гражданского применения. Кроме того, ощущается нехватка компонентов рыночной инфраструктуры, поэтому распространение бизнес-инкубаторов могло бы спроецировать на себя решение целого комплекса вопросов обеспечения малого предпринимательства всеми необходимыми ресурсами и содействовать росту экономического потенциала регионов.

Несомненно, для реализации вышеперечисленного требуется активное вмешательство государства. Государственное регулирование должно сориентировать системы управления всех уровней на содействие инновациям, гарантирование защиты авторских прав, привлечение внутренних и внешних инвестиций, создание рамочных условий, способствующих эффективному взаимодействию финансово-кредитных институтов, промышленности и предпринимательства.

Таким образом, ситуация в сфере малого инновационного предпринимательства остается сложной, но устойчивой, однако вызывает беспокойство малое количество создаваемых новых малых инновационных предприятий в регионах Беларуси. Складывающееся положение свидетельствует о недостаточной заинтересованности предпринимательского сектора в инновационной научно-технической деятельности и развитии рынка инноваций, хотя малое предпринимательство вносит определенный вклад в инновационное развитие экономики страны и выпуск новой продукции. В данной области может быть эффективно использован мировой опыт. При развитии малого предпринимательства важным является оптимальное сочетание форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных рычагов и стимулов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий. В перспективе это должно оказать положительное воздействие на активизацию передачи технологий из научной сферы в производственную. А также позволит усилить роль в этом процессе субъектов малого предпринимательства [9].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Демографическая ситуация в Самарской области анализ и перспективы
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашем государстве, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, а также к явлению, получившему название «русский крест». Это выражается в естестве ...

Государственный долг
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М ...