Направления совершенствования государственной поддержки и стимулирования деятельности малых предприятий в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дипломной работе были раскрыты теоретические основы малого предпринимательства в Беларуси в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, было выяснено, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малое предпринимательство в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна.

Что же касается сферы деятельности, то малое предпринимательство имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг, и высокая доля оборотного капитала, а также многие другие черты, присущие только субъектам малого предпринимательства.

Исходя из особенностей определяют и функции малого предпринимательства: экономическая, которая характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Стимулированию развития малого предпринимательства способствовало принятие нормативных правовых актов, направленных на:

• либерализацию условий осуществления экономической деятельности;

• снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования;

• совершенствование отношений собственности и арендных отношений;

• снижение контрольной нагрузки на бизнес;

• упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг и другое.

Статистические данные о количестве малых предприятий в Республике Беларусь свидетельствуют о том, что по роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство как в России, так и Беларуси значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.

В Республике Беларусь, основу экономики традиционно составляют крупные государственные предприятия, роль малого бизнеса невелика, его вклад в ВВП незначителен. В настоящее время удельный вес продукции малого предпринимательства составляет около 11% от ВВП. Это значительно меньше доли сектора малых предприятий в странах Центральной и Восточной Европы.

Правительство может сделать ставку на крупные предприятия, концерны либо финансово-промышленные группы, но даже в этом случае общий успех будет во многом зависеть от динамичности сектора малого предпринимательства.

Все мероприятия государственной программы, необходимые для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учетом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

• создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

• содействие решению основных проблем малых предприятий;

• ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий

Важными моментами в реализации предложенных мероприятий являются постановка необходимых задач и контроль за их выполнением. Для этого необходима система показателей, отражающая степень развития малого бизнеса на каждой территории.

ситуация в сфере наукоемкого предпринимательства является наиболее слабым местом инновационной системы Беларуси. Значительные усилия по развитию инновационной системы должны быть направлены на становление этого сектора, так как он является составной частью для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Государственный долг определение, причины, его обслуживание и покрытие
Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние ...

Экономико-статистический анализ уровня жизни населения Республики Бурятия
Актуальность темы исследования. Уровень жизни населения - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, фактический уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) пот ...