Вопросы государственного регулирования агропромышленного производства

Проблема государственного регулирования аграрного сектора имеет два взаимосвязанных аспекта - теоретический и практический. Первый позволяет определить принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, второй - направления и инструменты.

Анализ и обобщение научной литературы позволяет предложить следующее определение рассматриваемой категории: государственное регулирование производства в сельском хозяйстве представляет собой процесс прямого и (или) косвенного воздействия государства, как выразителя общественных интересов и субъекта рыночных отношений, на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития.

Сущность государственного регулирования и поддержки эффективного аграрного производства раскрывается в его функциях (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Важнейшей функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и т. д.

Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду для устойчивого воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, ее регионах, предпринимательских структурах.

Не менее важная функция государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Для выполнения этой функции государство должно воздействовать на формирование доходов основных групп населения, поддерживая необходимый уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Для защиты и экономической поддержки отечественного товаропроизводителя государство должно формировать и поддерживать систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и платежеспособного спроса на продовольственные и другие товары.

Эффективность выполнения этой функции зависит от стратегии преодоления сложившегося диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур I и III сфер АПК на сельское хозяйство.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если формирование системы такой поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Прежде всего, важен принцип единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Следующий принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой - предполагает, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости (в случае засухи, наводнения, экологических катаклизмов и т. п.).

Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное дополнительное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Принцип программного регулирования основывается на том, что программы в аграрном секторе представляют собой, во-первых, метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономические расчеты систем водоснабжения
- Номер варианта: 4. - Район строительства: Калужская обл. - Средний расход воды - 20 000 м3/сут. Доза реагента: хлора - 6,5 мг/л; сернокислого алюминия - 30 мг/л. Водоприемник. Водоприемные колодцы. Насосная станция первого подъема: при поверхностном источнике заглу ...

Дебиторская и кредитная задолженность
Современный этап экономического развития страны диктует особые требования к параметрам и характеристикам платежного оборота, вызывающим рост кредиторской задолженностей на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской и кредиторской зад ...