Вопросы государственного регулирования агропромышленного производства

Однако выделенные принципы не полностью раскрывают процесс воздействия государства на аграрную сферу и нуждаются в дополнении.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких. При этом, с одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как именно крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. С другой стороны, в настоящее время происходит значительный рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и трудовых ресурсов.

Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие различных по объемам производства предприятий предполагает использование и различных форм собственности. Таким образом, государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако она не должна развивать иждивенчество, необходимо исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип государственного регулирования, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

Краеугольным же должен стать принцип обеспечения расширенного воспроизводства, означающий необходимость преодоления межотраслевого диспаритета цен, устранения неадекватности потребности и поступлений материально-технических и финансовых ресурсов и создания благоприятной экономической среды в АПК на основе экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Принципы государственного регулирования находят свое проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей. Анализ специальной литературы позволяет объединить их в три группы: правовые, административно-организационные и экономические.

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относят:

контроль за соблюдением стандартов;

систему лицензирования производства, переработки и реализации зерна;

установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна и продукты его переработки;

установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка;

установление пороговых цен на зерно;

определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования;

установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим методам: прямым (бюджетным) и косвенным (денежно-кредитным).

В соответствии с Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства», его основными направлениями являются:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села.

Именно первые два направления и образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, включающее:

• финансово-кредитное регулирование;

• налоговое регулирование;

• ценовое регулирование.

В современных условиях ведущим звеном государственного экономического регулирования АПК должно рассматриваться финансово-кредитное регулирование, основное назначение которого - образование, распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Основы современного государственного финансирования АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям

осуществление государственных целевых программ;

бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства;

страхование. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3):

ВЫВОД к ГЛАВЕ 1. Направления государственного экономического регулирования реализуются посредством специфических инструментов государственного воздействия.

В связи с тем, что задачи государства в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, во-первых, достаточного уровня доходности сельских товаропроизводителей, и, во-вторых, развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы (Приложение 1):

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая деятельность Игринского районного потребительского общества
Основная цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, получение навыков в проведении научно-исследовательской и практической работы. В качестве объекта исследования в курсовом проекте выбрано Игринское потр ...

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...