Разработка и анализ региональной аграрной политики

Равновесное состояние в современной теории рассматривается как нетипичное и очень кратковременное. Влияние факторов, способствующих приближению системы к равновесию, перекрывается воздействием более мощных эндогенных сил и внешних экономической системе факторов, что порождает в системе состояние «напряженности», неустойчивости и провоцирует бесконечный процесс изменений.

Исключительный случай рынка с совершенной конкуренцией требует специально организованного общественного пространства, властных отношений и социально-правовых норм. Поэтому, признавая экономику эволюционной открытой системой, испытывающей постоянные воздействия внешней среды - культуры, политической обстановки, природы и т.д., мы приходим к необходимости теоретического синтеза общей экономической, институционально-эволюционной теории и экономико-географических подходов для создания объяснительных моделей регионального развития.

Основной синтеза должно стать представление о сложной структурно-уровневой экономико-политической системе современного общества, способной к развитию на принципах самоорганизации. Без этой предпосылки невозможно разрабатывать системную модель региональной аграрной политики.

Двухлетний опыт реализации национального проекта «Развитие АПК» показывает особую роль и ответственность регионов в этом процессе.

Национальные проекты, как и принятые ранее целевые программы, выступают инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, важнейшим средством активного влияния государства на социально-экономический комплекс, как депрессивных, так и развитых регионов.

Главный порок большинства программ аграрного развития - недооценка местного ресурса, восприятие местного уровня исключительно как затратной статьи бюджета, в то время как предприятия расположены на конкретной территории, на них работают люди, живущие в городе, поселке, деревне, расположенной на той же территории.

Установление отношений между вертикально и горизонтально ориентированными экономико-политическими системами - необходимое условие реализации приоритетов национального экономического развития.

Методологической основой должна стать новая концепция региональной экономической политики, ориентированной на саморазвитие территорий. Практика формирования и реализации региональной аграрной политики сталкивается с рядом проблем.

Прежде всего, законодатель не обеспечил достаточно четкое и непротиворечивое соотношение федеральной и региональной политики. С одной стороны, законодательство Российской Федерации устанавливает необходимость согласования государственной политики с региональными и местными интересами.

Но с другой стороны, практически, ни в одном из сотен правовых актов не определено, в каких организационных формах, в виде каких конечных решений должны осуществляться взаимодействия и согласования. Как правило, в нормативных актах имеется только указание на возможность таких действий.

Отсутствие установленных законом типовых процедур согласования интересов, отсутствие процедуры юридического оформления результатов этих взаимодействий, отсутствие указаний на ответственность сторон и юридическую силу совместно принятых решений выступают реальными препятствиями становления разноуровневой аграрной политико-экономической системы, и ведет к бюрократическому произволу при реализации программ.

Таким образом, реализация концепция регулирования экономических отношений АПК регионального уровня предполагает поэтапную реализацию следующих программ:

отражение региональной политики в АПК через законодательные акты и другие решения;

индикативное планирование в АПК регионального уровня;

прогнозирование объема производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, наличия и использования ресурсов сельскохозяйственного производства в регионе;

анализ изменения цен при межрегиональных и межгосударственных закупках продукции в АПК региона;

анализ наполнения продовольственного рынка в регионе, контроль за формированием централизованных продовольственных фондов и изменением цен на продукцию сельского хозяйства по регионам;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Государственное регулирование агропромышленного комплекса России
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он су ...

Государственное регулирование рыночной экономики
В современном мире существует четкое понятие, что рыночная экономика не может существовать сама по себе и необходимо присутствие государства для урегулирования тех или иных перекосов в экономических процессах. В противном случае, экономические отношения в обществе зайдут в тупик, так как сущно ...