Разработка и анализ региональной аграрной политики

Есть два обстоятельства, предопределяющие необходимость системной поддержки АПК:

Во-первых, аграрный сектор в течении многих лет развивался в обстановке недофинансирования, неэквивалентных взаимоотношений с другими отраслями и со всем народным хозяйством, выступая от общества должной отдачей. Можно прямо сказать, что общество задолжало сельскому хозяйству. И только в 90-е годы начал налаживаться паритет в отношениях с другими отраслями. Однако этот период оказался непродолжительным и паритет был опять нарушен;

Во-вторых, складываются совершенно новые отношения, в связи с интеграцией нашего сельского хозяйства в единую систему мирового рынка, т. к. оно развивается в более сложных условиях( в силу природно-климатических условий, недостаточного уровня экономического развития и т. д.), чем сельское хозяйства многих других стран.

Разрабатывать самую простую программу сложнее, чем традиционный, пусть объемный и многопозиционный план. Подготовка программ -это "штучная", можно сказать , уникальная работа, требующая нерутинного , творческого подхода. Творцы программы должны прежде всего четко уяснить для себя: а) ту специфику проблемы, которая и заставляет делать не план, а программу; б) необходимость включения в нее именно ( и только ) того, что на эту специфику работает; в) обязанность анализа множества вариантов достижения цели.

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать ее цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ.

Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны, меру оправданности затрат, а с другой, - то насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов.

Результативность программы трактуют, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во- вторых, как степень приближения к последней. В- третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития.

При оценке результативности программы по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности программной цели, а в ряде случаев- и конкретизирующих ее задач.

Для выхода из кризиса, подъема сельского хозяйства России необходимо осуществить комплекс мер экономического и административного характера по поддержанию не решаемых традиционными средствами рынка равновесия и стабилизации аграрного производства и потребления . Главные меры (программы) такие:

Государственное регулирование земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности.

В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства на выполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству и мелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий.

Прямые субсидии на капитальные вложения ,развитие и поддержание аграрной науки , консалтинговых организаций , освоение и внедрение новых технологий и техники .

Аграрный протекционизм в целях сохранения экономической, в том числе продовольственной, безопасности, поддержания внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта, сохранения и развития отечественного сельского хозяйства как важнейшей отрасли экономики , позволяющей функционировать всему АПК.

На Западе за счет импортных пошлин и других налогов балансируется разница между себестоимостью более дорогой собственной и импортируемой продукции.

.Для нормального функционирования с/х уровень защитной системы должен быть достаточно высок. Например, в странах ЕС он достигает 60 %, что делает невозможным импорт зарубежного продовольствия, производимого в сходных климатических условиях. В России данный показатель составляет всего 13% , поэтому наше продовольствие не может конкурировать с импортным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Государственный долг определение, причины, его обслуживание и покрытие
Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние ...

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...