Характеристика современной системы технического регулирования Республики Казахстан

Стратегической задачей технического регулирования является обеспечение максимальной экономической эффективности производства при условии обеспечения охраны жизни, здоровья людей, окружающей среды т.е. сохранение ноосферы.

При единой стратегической задаче техническое регулирование Республики Казахстан состоит из ряда направлений:

обеспечение промышленной безопасности;

обеспечение безопасности и охраны труда;

обеспечение экологической безопасности;

обеспечение пожарной безопасности;

предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

повышение экономической эффективности производства.

Система технического регулирования в Республики Казахстан базируется на технической базе бывшего Советского Союза и имеет все противоречия как присущие системе технического регулирования в Советском Союзе так и проблемы появившиеся в связи с переходом от обще государственной к частной форме собственности на средства производства.

Система технического регулирования Советского Союза состояла из ГОСТов СНиПов, СанПинов, правил, инструкций, положений, методических указаний, циркуляров, регламентирующих писем и так далее.

Только наименований регулирующих технических документов около двух десятков.

По разным направлениям эта система находилась в разной степени систематизации. Так ГОСТы СНиПы и СанПины были достаточно четко идентифицированы и носили системный характер.

Все остальные документы имели отраслевой характер и как следствие не имели единой государственной классификации и унификации.

Государственные учреждения, руководившие отраслями экономики имели свои системы технического регулирования и выступая одновременно в роли собственника от имени государства, осуществляли правовое регулирование, организацию производства, экономическое и техническое регулирование в отрасли.

По разным оценкам в техническом регулировании учувствовало от десяти до пяти десяти тысяч нормативных документов, единой системы нормативно технической документации не было, но тем не менее, действующая схема обеспечивала с достаточной степенью эффективность производства.

В связи переходом от государственной формы собственности на средства производства к частной и изменениям конституции Республики Казахстан возник ряд вопросов в системе технического регулирования, в частности:

Все ограничения прав и свобод субъектов права могут быть введены только законами.

Не допускается вмешательство государства в организацию производства, в экономическую деятельность субъектов права.

Создание единой правовой системы технического регулирования отвечающей вновь возникшим производственным отношениям. Исходя из анализа технического регулирования в Республики Казахстан вытекают задачи требующие своего решения:

- выработка законов имеющих правовые нормы прямого действия в области технического регулирования;

- исключения из всех нормативно правовых актов норм правового регулирования по своей сути являющихся вмешательством со стороны государства в организацию производства и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов противоречащим конституции Республики Казахстан;

- создание единой взаимоувязанной целостной системы технического регулирования в Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, определился ряд уровней построения схемы технического регулирования.

Первый уровень.

Законы в области промышленной, экологической безопасности, безопасной охраны труда, экологической безопасности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом необходимо четко разграничить функции и полномочия государственных уполномоченных органов с целью избежание дублирования функций, их накладок одна на другую, единообразного изложения требования норм законов, применение правовых норм прямого действия.

Второй уровень.

Нормативно правовые акты, принятые в развитие требований норм законов. Потенциально количество таких актов должно сводиться к нулю, так как правовые нормы должны быть прямого действия и содержаться только в законах.

Третий уровень.

Уровень нормативных актов. Нормативные акты должны содержать только технические требования к тем или иным производственным процессам, носящим обязательный для исполнения характер.

Четвертый уровень.

Технические документы, носящие рекомендательный характер. При отсылке в нормативных актах на документы носящие рекомендательный характер, рекомендации данного документа должны переходить в разряд обязательных требований.

Во всех остальных случаях хозяйствующий субъект вводит рекомендованные нормы в разряд обязательных требований для своего производства, либо разрабатывает свои требования обеспечивающие безопасность производства и сохранение ноосферы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Государством в процессе своего функционирования осуществляется политическая деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектами этой деятельности является экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы, такие как цена, финансы, кредит, денежное и бюджетное отношение, разл ...

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...