Характеристика современной системы технического регулирования Республики Казахстан

К нормативно правовым актам должны относиться акты, утверждаемые правительством Республики Казахстан. К ним следует отнести технические регламенты и другие, нормативно правовые акты, имеющие межотраслевое значение.

К нормативным актам должны относиться акты, содержащие технические требования, носящие обязательный характер в указанной в них сфере применения. Данные акты должны утверждаться уполномоченным органом, осуществляющим регулирование в данной сфере, установленной законом Республики Казахстан. Круг документов в данной сфере необходимо ограничить, объединив их под одним общим названием, например «правила».

К методическим рекомендациям должны относиться все остальные технические документы, не содержащие обязательных требований, но влияющие на безопасность производства и сохранение ноосферы. Методические рекомендации должны подлежать согласованию с уполномоченным органом в сфере регулирования установленной законом.

С точки зрения введения прямых норм правового регулирования в законы Республики Казахстан процесс осознан и идет достаточно уверенными темпами. Так окончательно был принят закон «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» в 2008 году.

Значительно больший и сложный объем работ предстоит по приведению в соответствие с законами всей подзаконной базы технического регулирования, определения места и сферы действия всех нормативных актов. Так на данном этапе на уровне нормативно правовых актов должны быть разработаны технические регламенты, в которые должны быть пересмотрены и включены требования соответствующих правил по устройству и эксплуатации, СНиПов, ГОСТов имевших в бывшем СССР обязательный характер.

Регламенты по своей сути будут носить статический характер и безусловно, требуют разработки на уровне технических регламентов правил промышленной безопасности, отражающих динамические процессы при применении технических регламентов. Это очень сложный и длительный процесс, требующий значительных финансовых затрат при наличии высококвалифицированного персонала. Основной задачей технического регулирования является обеспечение безопасности производства и сохранение ноосферы.

С точки зрения экономической эффективности производства главенствующая роль принадлежит стандартам. Являясь сугубо добровольными, стандарты становятся обязательными только при отсылке на них технических регламентах и правилах.

ГОСТы являются документами определяющими общественно признанный минимальный уровень затрат на выполнение технических норм при проведении технологических процессов, прямо влияющие на затраты производства и уровень прибыли получаемый товаропроизводителями или субъектами оказывающими им услуги в процессе товарного производства.

Не вдаваясь в цели и задачи, влияние стандарта на общественные затраты производства, они давно получили свою оценку, предлагаем методику определения влияния стандартов на экономическую эффективность принимаемых технических решений.

В Законе Республики Казахстан «О техническом регулировании» предусматривается создание двухуровневой системы нормативных документов, состоящей из технических регламентов, содержащих обязательные требования к продукции, гарантирующие ее безопасность на приемлемом, с точки зрения затрат, уровне, и стандартов, исполняемых на добровольной основе, раскрывающих порядок выполнения требований технических регламентов. Также при разработке Закона предполагалось установление обязательных требований исключительно законодательными актами, в качестве которых выступают технические регламенты, в особо оговоренных случаях постановлениями Правительства или Указами Президента; возможность множественных подходов (схем) при подтверждении соответствия, в том числе оригинальных; соблюдение стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов; введение переходного периода, необходимого экономике для адаптации требований технических регламентов.

В нормативных правовых актах в области технического регулирования указываются формы и схемы подтверждения соответствия для конкретной продукции, устанавливаются нормы для факторов риска продукции и связанных с ней процессов, а с помощью стандартов подтверждается соответствие продукции требованиям нормативного правового акта.

Стандарты устанавливают конкретные допустимые нормы, обеспечивающие минимальный уровень безопасности продукции (услуги). Государственные стандарты применяются на добровольной основе: предприятия могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты. Эти стандарты не должны противоречить требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в то же время их требования к безопасности могут быть выше общепринятых, что будет способствовать развитию конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Влияние мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. на нефтегазовый рынок
В последние годы человечество переживает последствия крупного финансово-экономического кризиса и, впоследствии, глобальной рецессии. По мнению большинства экономистов, кризис развился из-за перенасыщенного кредитного рынка, дисбалансов торговли и капитала, а также сильного обесценивания доллар ...

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...