Основные проблемы и перспективы развития технического регулирования

Динамичное развитие экономики и влияние внешнеполитических тенденций вносит коррективы в развитие системы технического регулирования.

Основными проблемами развития технического регулирования и инфраструктуры качества являются:

) Слабое внедрение Технических регламентов.

Технические регламенты должны устанавливать исчерпывающие требования к безопасности продукции и исключать ведомственное нормирование и сокращать излишние разрешительные процедуры.

На сегодняшний день, утверждены 82 технических регламента, однако государственными органами не проведена работа по ревизии ведомственных актов, пересмотру либо отмене дублирующих требований, сокращению излишних разрешительных процедур и документов.

Кроме того, не проводится оценка отраслей на предмет определения готовности материальной базы и научно-технического состояния к внедрению технических регламентов.[7]

В этой связи, необходимо государственным органам ответственным за разработку и внедрение технических регламентов провести анализа готовности отраслей, на основе анализа предложить к разработке новые технические регламенты, которые в первую очередь должны охватить наиболее опасные виды продукции, определенные перечнем продукции подлежащей обязательной сертификации и декларированию Казахстана и ЕврАзЭС.

) Слабая позиция государственных органов в работе по разработке технических регламентов в рамках ЕврАзЭС.

При разработке технических регламентов в рамках ЕврАзЭС государственные органы не учитывают интересы отечественных предпринимателей, что ставит их в не равные условия с аналогичными предприятиями стран участников Таможенного союза, так как национальные технические регламенты подлежат отмене.

В связи с этим, Государственным органам необходимо, совместно с представителями промышленности и науки на основе вышеуказанного анализа выработать единую переговорную позицию по техническим регламентам Таможенного союза. [7]

) Дублирование национальных технических регламентов с техническими регламентами ЕврАзЭС.

Графиком разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 года № 405 (далее - График), предусмотрено принятие 38 технических регламентов.

В этой связи, проводится работа по постановке на утрату действующих аналогичных национальных технических регламентов и прекращению разработки других, дублирующих регламенты ЕврАзЭС.

) Низкая заинтересованность отраслей в разработке и внедрении государственных стандартов.

На сегодняшний день нормативные документы в области стандартизации состоят из 2 840 единиц государственных стандартов, 4 486 единиц СТО и 19 603 единиц ГОСТ. Из всего количества нормативных документов объем применяемых государственных стандартов составляет всего 15%.

Такое состояние дел обусловлено низкой гармонизацией и малочисленностью государственных стандартов, устаревшей материально технической базы, что является определяющим фактором применения стандартов советского периода и разработки не эффективных стандартов организаций.

Для решения данной проблемы необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603 «О техническом регулировании», в части сужения сферы действия стандартов организации, а также исключить использование стандартов организации в качестве доказательной базы при проведении процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия.

Эта мера позволит активизировать участие бизнеса в разработке стандартов с выделением собственных средств. Безусловно, это экономическая мотивация для бизнеса и экономия для государства.

) Отсутствие единого фонда нормативно технических документов.

Многообразие обязательных ведомственных документов (стандарты, санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин, строительные нормы и правила СНиП, экологические, пожарные, ветеринарные, энергетические, транспортные правила и другие) в условиях рыночной экономики тормозит развитие отраслей экономики. [7]

Существующий Государственный фонд технических регламентов и стандартов обеспечивает официальной информацией о разрабатываемых и принятых технических регламентах, государственных, национальных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций.

Однако на сегодняшний день, различные государственные органы принимают те или иные документы и самостоятельно осуществляют их публикацию в различных средствах массовой информации.

Обеспечение доступности правовой информации широкому кругу пользователей требует формирования единой электронной системы распространения информации. Система официального опубликования должна обеспечивать всех желающих возможностью оперативно знакомиться с документами, входящими в состав действующего законодательства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Дебиторско-кредиторская задолженность на предприятии и управление ею
дебиторская кредиторская задолженность экономический В современных условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторс ...

Демографическая ситуация в Самарской области анализ и перспективы
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашем государстве, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, а также к явлению, получившему название «русский крест». Это выражается в естестве ...