Разработка, применение и экспертиза стандартов и технических регламентов

В таблице 6 приведен неполный перечень технических комитетов по стандартизации Республики Казахстан. Более подробную информацию о технических комитетах по стандартизации Республики Казахстан можно узнать на сайте Комитета технического регулирования и метрологии.

Разработку стандартов осуществляют государственные и межгосударственные технические комитеты по стандартизации, другие заинтересованные юридические лица республики в соответствии с заданиями планов, программ государственной стандартизации или в инициативном порядке в соответствии с рисунком 10.

Разработка государственного стандарта предусматривает привлечение широкого круга согласующих предприятий, а также технических экспертов (более 170).

Участие в разработке государственного стандарта позволяет производителям установить те качественные параметры, которые позволяют иметь преимущество перед конкурентами.

Стандарты не должны быть техническими барьерами в торговле. При их разработке необходимо учитывать международные стандарты, правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран; они должны быть гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами, нормами и требованиями. [14]

Стандарты должны быть доступны любому субъекту; они не являются авторскими документами. В разработке стандарта могут принимать участие любые заинтересованные в нем хозяйствующие субъекты.

Рисунок 10. Порядок разработки стандартов

Примечание - разработано на материалах РГП "Казахстанского институт стандартизации и сертификации"

В международной стандартизации применяется термин консенсус, который понимается как общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает подлого единодушия.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, обязательно должен соблюдаться принцип опережающего развития, который обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований и учетом международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

Важное требование к стандарту - это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, отвечают указанному требованию. [19]

Принцип системности предполагает рассмотрение каждого объекта стандартизации как части более сложной системы, принцип комплексности -совместимость всех элементов сложной системы.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений или отменой.

Стандарты должны быть изложены четко и ясно, для того чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

Ежегодно в РГП « КазИнСТ» разрабатываются 500 государственных стандартов, до 2014 года должны разработаться 2 570 стандартов по приоритетным отраслям: [8]

1. Энергетика - 343

2. Транспорт - 300

. Строительство - 405

. АПК - 263

. Химия - 225

. ГМК - 311

. Нефть и газ - 398

. Машиностроение - 169

. Легкая промышленность - 50

. Туризм - 33

. Космическая деятельность - 68

Экспертиза нормативных документов в РГП«Казахстанский институт стандартизации и сертификации»

Целями и задачами экспертизы нормативных документов является установление соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан технических регламентов, основополагающих нормативных документов в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, иных обязательных документов.

При проведении экспертизы устанавливается:

· возможность использования нормативных документов в качестве доказательной базы для выполнения требований технических регламентов;

· необходимость пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных нормативных документов;

· наличие функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности объектов стандартизации;

· обеспечение своевременной и достоверной информации о действующих нормативных документах.

Основные принципы организации и проведения экспертизы:

· гармонизация с требованиями международных, региональных, национальных стандартов развитых иностранных государств, международных кодексов добросовестной практики; [8]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Государственный долг
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М ...

Государственное регулирование агропромышленного комплекса России
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он су ...