Виды государственного долга

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам;

основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга:

Внутренний государственный долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный долг - это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие составные:

долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования - заемщиками.

Состояние внешнего долга государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:

А) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту;

Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга валютных поступлений государства. Он свидетельствует о платежеспособности страны в ближайшей перспективе;

В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности.

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.[3]

Государственный долг определение, причины, его обслуживание и покрытие
Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние ...

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие отраслей национальной экономики Узбекистана
Актуальность темы. Реализуемые в стране реформы по формированию устойчивой и эффективной экономики в настоящее время дают свои результаты. За короткий срок достигнуты значительные успехи в работе по глубокому структурному преобразованию в экономике, обеспечению роста доходов населения, усилени ...