Общественные блага

внешний эффект общественный благо

Общественный товар (благо) - товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой.

Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей.

Общественные блага имеют следующие особенности:

они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);

общественные товары неисключаемы из потребления - если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому;

потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями - будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны.

Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.

Частные блага - блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще.

Частные блага обладают совершенно противоположным набором свойств:

они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

потребление частного блага предполагает соперничество между потребителями - благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную цену;

они исключаемы из потребления, т. е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая проблема безбилетника, или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, - это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

Чистое общественное благо - это такое общественное благо, которое потребляется коллективно всеми потребителями независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие отраслей национальной экономики Узбекистана
Актуальность темы. Реализуемые в стране реформы по формированию устойчивой и эффективной экономики в настоящее время дают свои результаты. За короткий срок достигнуты значительные успехи в работе по глубокому структурному преобразованию в экономике, обеспечению роста доходов населения, усилени ...

Валовой национальный (внутренний) продукт его измерение, структура и распределение
Показатель ВВП очень важен для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими п ...