Направления внешнеэкономической стратегии ЕС

Внешнеэкономическая стратегия является частью внешней политики. Говоря о внешней политике ЕС, справедливо отметить, что вопрос о применимости данного термина к Европейскому Союзу достаточно спорный. В своей книге «Внешняя политика Европейского Союза» (The Foreign Policy of the European Union) Стефан Кёкеле и Дженнифер Макнотан (Stephan Keukeleire, Jennifer MacNaughtan) делают вывод, что говорить о полноценной внешней политике Европейского Союза можно. Ей свойственны определенные ограничения, однако и оценивать ее следует по иному, нежели в случае с внешней политикой государств, набору критериев. Из аморфной суммы внешних политик стран-членов Европейского Союза за последние полтора десятилетия вырастает цельный курс субъекта с собственными интересами, инструментами и ресурсами.

Итак, сегодня ЕС поддерживает дипломатические отношения в общей сложности более чем со 140 странами мира. Быстрый экономический рост Сообщества и масштабы его влияния на международную жизнь превратили его в один из трех основных центров современного мира. Главными экономическими партнерами ЕС по результатам прошедшего года (2009) стали США, Китай, и Россия на долю которых приходилось 14,1%; 8,6% и 17,3% соответственно (см. прил. 5).

Как уже было отмечено ранее, на территории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных ресурсов. Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы мировой торговли. Таким образом, неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда отличалась либерализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные товары не превышают 20% и являются одними из самых низких в ВТО.

Что касается политики ЕС в отношении соседей (государств Восточной Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока), она проводится исходя из единой цели и заключается, по словам председателя Европейской комиссии Р. Проди, в «создании окружающей ЕС зоны стабильности и процветания, состоящей из дружественных государств от Марокко до России». Помимо обеспечения ресурсами и предотвращения неконтролируемой миграции, стремление ЕС обеспечить стабильность в зоне Средиземноморья и на Ближнем Востоке определяется наличием диаспор выходцев из этих регионов. В Европейском Союзе принято думать, что чем выше благосостояние исламских государств, тем менее они подвержены влиянию радикализма.

В целом, можно выделить три важнейших направления внешнеэкономической деятельности Европейского Союза: 1) общая торговая политика, основой которой является регулирование внешнего таможенного тарифа; 2) сотрудничество в целях содействия развитию; 3) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию. В Ниццском договоре 2001 также выделяется пункт "Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами".

Вероятность банкротства предприятия ООО Башстрой
В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, - одна из наиболее ак ...

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...