Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

Особенности внешнеторговой политики в Республики Беларусь выражаются тем, что осуществление мер протекционизма требует продуманного взвешенного подхода. Считается, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако достаточно тяжело определить peaльно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Известно, что таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма. Есть еще один аргумент в пользу протекционизма отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Однако существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения ограждают национальных производителей от конкуренции. Они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены.

Нетарифные ограничения воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для перемещения через таможенную границу товаров иностранного происхождения по сравнению с условиями для товаров национального производства. Существующий в настоящее время комплекс мер нетарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь нуждается в значительном упрощении.

Также в улучшении положения внешней торговли Республики Беларусь значительную роль играет Таможенный союз между Республикой Беларусь, Россией и Казахстаном.

У каждой страны, у каждого государства существует своя внешнеторговая политика, так например, внешнеторговая политика США основана на понимании того, что в стратегическом плане государство заинтересовано в расширении международного торгового обмена, который создает благоприятные условия для формирования наиболее эффективной структуры экономики и реализации ее преимуществ в мирохозяйственном взаимодействии. Поэтому именно США возглавили движение за преобразование мировой торговой системы, включающее как ее либерализацию, так и определенное упорядочение, подчинение общим принципам и правилам (правда, обычно соответствующим «западной» модели экономического развития).

Выдвигая на первый план лозунг «свободной торговли», США, однако, проявляют значительный прагматизм в текущей политике, не останавливаясь при необходимости перед применением чисто протекционистских мер. Конкретное «наполнение» политики США меняеться в зависимости от тех проблем и задач, которые наиболее актуальны в данный конкретный момент для страны и ее руководства, но неизменным остается одно - сохранение приоритета национальных интересов перед любыми другими соображениями, в том числе и идеологического свойства. Для реализации своих целей в области международной торговли США активно используют механизм переговоров, проводимых как на многосторонней (в рамках ГАТТ/ВТО, иногда ОЭСР), так и двусторонней и региональной основе. США нередко прибегают и к односторонним мерам, что порою приводит к возникновению конфликтов в отношениях с отдельными государствами и локальным торговым «войнам», тем более что для США характерна весьма вольная трактовка международных торговых норм (например, о злоупотреблении Соединенными Штатами мерами антидемпингового регулирования был даже официально поставлен вопрос в ВТО). В структуре как экспорта, так и импорта США все большее место занимает промышленная продукция высокой степени обработки, особенно высокотехнологичные товары, спрос на которые во всем мире сравнительно устойчиво расширяется и имеет наилучшие перспективы дальнейшего роста. Соответственно приоритетное развитие получают торговые связи США со странами, вставшими на путь современного развития, достигшими заметных успехов в организации массового производства конкурентоспособных промышленных товаров и применении новейших технологий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза
Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, ...

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономичес ...