Анализ внешнеторговой политики республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса

Рисунок 3.6 ¾ Динамика экспорта и импорта промежуточных товаров за 2009 -2011гг.

На рисунке 3.7 отображена динамика экспорта и импорта потребительских товаров со следующей характеристикой: в течение 2009 - 2010гг. импорт превышал экспорт, одна к 2010 году заметно существенное снижение темпов роста импорта в сравнении с 2009 годом, однако в 2011 году количество импортируемого товара уступит количеству экспортируемого товаров в разрезе потребительских товаров, что является положительной тенденцией для Республики Беларусь.

Сальдо по потребительским товаров из отрицательного в 2009 году приблизиться к нули, а в 2011 году достигнет положительной отметки.

Рисунок 3.7 ¾ Динамика цен на экспорт и импорт потребительских товаров и услуги за 2006 - 2011гг.

Также стоит отметить, что в внешнеторговой политики Республики Беларусь с целью стимулирования экспорта используется субсидирование экспорта, через экспортное кредитование, т.е. выдача кредита государственными банками Республики Беларусь под ставку процента ниже рыночной, которые выдаются на срок до1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья, сроком от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования и сроком более чем на 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. Однако условием получения экспортного кредита является страхование экспортных рисков.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2006г. № 534 «О содействии развития экспорта товаров (работ, услуг)» предусмотрено развитие следующих направлений страхования экспортных рисков с поддержкой государства:

¾ страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков;

¾ страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;

¾ страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг);

¾ страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественным экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

¾ страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям - нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;

¾ страхование инвестиций белорусских юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков;

¾ страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям. [5]

Кроме того, одним из рычагов механизма стимулирования национального экспорта является льготное кредитование национальных экспортеров при условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства в Белэксимгаранте. Кредитные ресурсы предоставляются отечественными банками предприятиям-экспортерам (или зарубежным предприятиям для покупки белорусской продукции) в иностранной валюте по льготным коммерчески ориентированным процентным ставкам CIRRs, а в российских рублях - по ставке рефинансирования Центробанка российской Федерации, а потери банков от предоставления льготных кредитов компенсируются из республиканского бюджета. Также государством, в целях обеспечения Белэксимгарантом страховых обязательств ежегодно предусматриваются средства на предоставление бюджетных ссуд для выплаты при необходимости страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства, если размер страхового возмещения по договору страхования превысит 20% собственного капитала Белэксимгаранта.

Отрицательно сальдо платежного баланс Республики Беларусь негативно сказывается не ее внешнеторговой деятельности, поскольку суммарное поступление в Республику Беларусь иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов является отрицательным, что свидетельствует о том, что мы тратим больше денежным средств, чем мы ими располагаем. Отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь могло быть вызвано рядом причин, но в первую очередь превышением импорта в страну над экспортом из страны. Также влияние могло оказать негативная динамика валютного курса и снижение курса национальной валюты.

Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии (2012 - 2015гг.) будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Государственное регулирование агропромышленного комплекса России
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он су ...

Виды организационно-правовых форм предприятий
В последние годы Россия получает динамично развитое предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических, направленную на получение прибыли. В ...