Внешнеторговая агропродовольственная политика России

Протекционизм - это система мер преимущественно нетарифного характера, но и с использованием экономических механизмов регулирования ВТ, направленных на защиту национального рынка и производителя от конкуренции с производителями аналогичной или подобной продукции за рубежом. В условиях цивилизованного регулирования ВЭД меры протекционизма, вплоть до установления монополии, вводятся на четко оговоренный с государствами - партнерами по ВТ период, а излишне получаемые средства направляются на поддержку тех производств, ради которых вводятся меры торгового протекционизма [8].

Отличительной чертой торгового протекционизма является применение таможенных пошлин, тарифов и сборов.

Преференциальный режим устанавливается ООН и его организациями по отношению к ряду экономически развивающихся стран, нуждающихся в поддержке. Весь импорт их этих стран поставляется обычно беспошлинно для импортера или при минимальной ставке таможенной пошлины в размере 5%.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление.

Конкуренция на мировом рынке вызывает также острую необходимость усиления государственного регулирования внешнеэкономических связей и в странах с рыночной экономикой для обеспечения политических и экономических интересов страны [2].

Государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, туризм, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научный обмен и другие.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государством форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными интересами, целями и задачами.

Задача государственного регулирования ВЭД - защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно - на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностранными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

По своей сути механизм государственного регулирования можно рассматривать как сочетание экономических (тарифных) и неэкономических (нетарифных) методов. Экономические подразделяются на прямые и косвенные меры. Механизм государственного регулирования показан на рисунке 1 [1].

Система органов государственного регулирования ВЭД охватывает два уровня управления - федеральный и региональный [3].

На федеральном уровне высшим органом, осуществляющим регулирование ВЭД, является Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), которое вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...

Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться мобилизующим волю испытанием, большинст ...