Внешнеторговая агропродовольственная политика России

Процесс интернационализации хозяйственной жизни, стремительно развивающийся под воздействием широкого спектра достижений не только в технике, но и в управлении, вывел мирохозяйственную сферу на качественно новый уровень [5]. Сегодня можно говорить о формировании общемирового экономического, финансового, информационного, транспортного, телекоммуникационного и т. п. пространства, вне которого развитие отдельных стран невозможно. Национальные хозяйства отдельных стран превращаются в составные части единой мирохозяйственной системы.

Глобализация становится одним из главных явлений. В понятии «глобализация» нашла отражение качественно новая ступень процесса интернационализации хозяйственной жизни [11]. К традиционным факторам интернационализации - углублению международного разделения труда и развитию мирового рынка - присоединяются новые. В их числе - необходимость объединения усилий стран для осуществления больших проектов в области космической техники, создания мировой экономической инфраструктуры, стандартизации производства, транспорта и связи, решение глобальных экологических проблем, гидрометеослужбы, оповещение о возможных природных и техногенных катастрофах и т. д.

Глобализация приводит не просто к установлению отношений между социальными, экономическими и иными субъектами различных стран, но и к резкому повышению значимости этих отношений по сравнению с национальными (государственными) законами и нормами. Национальный масштаб превращается в интернациональный, а интернациональный - в общемировой.

В результате столкновения общемировых тенденций и национальных интересов возникает система глобальных и региональных структур и организаций, регулирующих международные экономические отношения и правила игры, а также способных самым существенным образом оказывать внешнее воздействие на любую из стран.

Процесс формирования единого мирохозяйственного пространства многообразен и противоречив. С одной стороны, глобализация выступает, прежде всего, как мощный ускоритель в целом общественной программы, мировой экономики, отдельных стран.

В то же время глобализация создает новые опасные угрозы. Появляются новые проблемы и противоречия между общим и частным, международным и национальным, глобальным и локальным [13]. Формируя предпосылки для дальнейшей консолидации мирового хозяйства, стимулируя развитие разнообразных форм международной кооперации и сотрудничества, она в то же время содержит опасные разрушительные тенденции в развитии мировой экономики.

Необходимо принятие совместных адекватных мер по нейтрализации отрицательных последствий глобализации. Поэтому международное регулирование процесса глобализации мировой экономики призвано обеспечить согласование глобальных, национальных и региональных интересов.

Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский экономический союз. Возникнув более 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. На сегодняшний день Европейский союз (ЕС) объединяет 27 стран Западной Европы, создан единый аграрный рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС осуществлен переход к единой валютной системе с единой денежной единицей «евро». Экономическая интеграция способствует политическому сближению стран, созданию международных органов и институтов власти.

Наиболее сложной для России проблемой является будущее изменение форм господдержки сельского хозяйства при вступлении в ВТО. Низкая рентабельность производства в сельском хозяйстве России диктует необходимость применения субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В то же время очевидно, что России по примеру США и ЕС необходимо переносить акцент при осуществлении поддержки АПК на развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности, активизацию научных исследований и меры в области государственного регулирования продовольственного рынка страны, на который оказывают существенное влияние внешнеэкономические факторы.

В России экспортное регулирование в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя развито слабо. Для реальной поддержки собственных сельскохозяйственных товаропроизводителей нужны меры не по ограничению вывоза (за некоторыми исключениями, связанными со стимулированием экспорта продукции с более высокой степенью переработки), а по его расширению. Государственные вложения в развитие экспортной инфраструктуры, поддержание экспортеров оказали бы действенную помощь отечественному агропродовольственному сектору, наряду с ограничением импорта тех продуктов питания, для производства которых в стране имеются все условия. При этом содействие экспорту осуществляется хоть и за счет налогоплательщиков (из бюджета), но не за счет потребителей. С целью экономической поддержки отечественного товаропроизводителя нужно срочно принять программу импортозамещения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Выбор оптимального варианта электро- и теплоснабжения района
В данной работе были проанализированы данные по двум вариантам тепло и электро снабжения района: Постройка ТЭЦ (Комбинированная схема); Постройка КЭС и районной котельной (Раздельная схема). Для выбора оптимальной схемы в работе по каждой станции рассчитаны: Капитальные вложения; ...

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности в России
В настоящее время частное предпринимательство активно развивается в России. Саморегулирование и государственное регулирование предпринимательства становится одной из главных задач успешного развития экономики. Актуальность темы данной работы заключается в том, что не отработаны все механизмы ...