Внешнеторговая агропродовольственная политика России

Вхождение в ВТО также налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер регулирования импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению таможенных пошлин.

В дальнейшем России предстоит проводить сбалансированную импортную политику, которая соответствовала бы нормам и правилам ВТО и в то же время обеспечивала эффективную защиту национальных производителей. Оптимизация импорта предполагает, в частности, сокращение закупок тех товаров, которые Россия в перспективе сама способна производить в достаточном количестве, и увеличение ввоза продукции тропического и средиземноморскою земледелия.

Важное значение приобретает вопрос об открытии рынков стран - членов ВТО для российской агропродовольственной продукции. Климатические условия на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно сильной степени, все же имеет достаточно ниш). Особенно благоприятны перспективы увеличения поставок уникальной и экологически чистой продукции, а также продукции высоких технологий.

Если Россия перестанет отвлекать на себя значительную часть основных видов продовольствия, предлагаемого на мировом рынке, и начнет активно наращивать свой экспорт, это приведет к новой расстановке сил на международных рынках продовольственных товаров и в целом к укреплению мировой продовольственной стабильности.

Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной ситуации, является ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). В настоящее время эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя (одновременно готовясь к вступлению в ФАО в качестве полноправного участника), и мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе постсоциалистических. Если ранее (в 1970-1980-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран-доноров (США и государств - членов ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется основная часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долл. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т. д.

Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т. п.

Проведению эффективной агропродовольственной политики России на мировом рынке будет способствовать более совершенное внешнеторговое агропродовольственное регулирование в связи с острой конкуренцией на мировом рынке. Оно должно быть ориентировано, по мнению А.П. Зинченко, на решение следующих задач:

эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественных товаропроизводителей;

принятие протекционистских мер для защиты интересов отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;

использование гибких импортных таможенных тарифов;

стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции при стабильности ее внутреннего рынка;

совершенствование системы таможенного контроля;

создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;

максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка [4];

ориентация государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Безработица как социально-экономическое явление
Одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества на современном этапе развития, является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциаль ...

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...