Основные проблемы государственной поддержки малого предпринимательства

Ещё одним недостатком малого бизнеса можно считать бюрократизацию органов государственного контроля. Ведь даже для регистрации предприятия требуется собрать немало различных справок и разрешений, что очень часто отпугивает потенциальных предпринимателей. Проблемы и трудности регистрации фирм, например, в Москве связана в первую очередь с уровнем жизни и зарплаты людей, исполняющих регистрацию фирм, с материально-технической базой налоговых инспекций.

Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малых предприятий, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет.

Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвёртого года деятельности на рынке удерживаются около 40% малых предприятий. Однако и здесь для выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых малых предприятий выживают в течение первых трёх лет своей деятельности.[2]

Управление развитием малого предпринимательства на региональном уровне - это деятельность региональных органов власти, направленная на внешние ресурсы системы малого предпринимательства для перехода данной системы на боле высокий, качественно новый уровень развития, что дает возможность повысить уровень социально-экономического развития региона и качества жизни населения. Однако потенциал малого предпринимательства остается пока нереализованным.

Выводы и предложения

В России в последнее время развитие МП идёт семимильными шагами и в первую очередь это является следствием удачной политики государства в данной сфере жизни общества. Можно отметить снижение ставок по основным налогам, упрощение процесса оформления необходимых документов, менее жёсткий контроль различных государственных структур. Но вместе с тем существуют и значительные проблемы в деятельности предпринимателей, рискнувших заняться бизнесом любого объёма и размера. Так, например, одной из основных проблем малых предприятий является почти полное отсутствие внешнего финансирования предприятий. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остаётся рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Для финансового обеспечения развития малого бизнеса, по мнению многих экспертов, необходимо создание специализированного государственного банка России - банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике. Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений. Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.

Мы считаем, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая сущность и содержание инвестиций
Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений. На смену народн ...

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...