Прожиточный минимум и уровень бедности

Наибольшую долю (22,4%) в общем ФОТ занимает промышленность (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых). За январь-февраль 2010 г. промышленность сформировала 2,7% прироста общего фонда оплаты труда. Для сравнения, в докризисном 2008 г. прирост составлял 6,7%. Аналогичная картина наблюдается и в других отраслях реального сектора экономики - транспорт, строительство, торговля, их вклад в формирование прироста общего ФОТ также снизился.

Наиболее существенное снижение фонда заработной платы наблюдается по следующим видам экономической деятельности:

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона - на 23,6%;

Издательская и полиграфическая деятельность - на 8,9%;

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 6,7%;

Розничная торговля - на 9,3%;

Оптовая торговля - на 1,5%;

Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - на 10,4%.

В январе-феврале 2010 г. существенно снизились темпы роста ФОТ в отраслях социальной сферы: в соответствующем периоде 2008 г. они достигали 113% - 147%, в 2009 г. - 120%-125%, а за январь-февраль 2010 г. - 99,1% - 105,4%. В результате, если в 2008 г. и 2009 г. организации бюджетной сферы внесли в прирост общей суммы ФОТ 13,1% и 10% соответственно, то в январе-феврале 2010 г. вклад госуправления, здравоохранения и образования упал до 1,2%. Сокращение фонда оплаты труда, в свою очередь, обусловлено двумя причинами:

- снижением численности занятых;

- низкими темпами роста заработной платы, в т.ч. в бюджетной сфере.

По данным Бурятстата, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу предприятий и организаций сократилась на 2,8% (в т.ч. на 2,4% работников бюджетной сферы, на 3,2% - работников реального сектора экономики).

За январь-февраль 2010 г. темпы роста заработной платы в номинальном выражении составили 109,8%, в реальном - 101,8%, за 2 месяца 2009 г. - 117,2% и 103,5% соответственно.

Снижение реальной заработной платы наблюдается в основных отраслях бюджетной сферы.

В сфере образования при росте номинальной заработной платы на 7,4% (в т.ч. за счет сокращения численности на 6,6%) реальная заработная плата сократилась на 0,4%.

В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг при росте номинальной заработной платы на 7% (в т.ч. за счет сокращения численности на 1,5%) реальная заработная плата сократилась на 0,8%.

В сфере культуры и искусства при росте номинальной заработной платы на 5,9% (в т.ч. за счет сокращения численности на 5,3%) реальная заработная плата сократилась на 1,8%.

В сфере государственного управления снижение номинальной заработной платы составило 2,3%, реальной заработной платы - 9,4%.

Наиболее низкая заработная плата сложилась в следующих видах экономической деятельности:

текстильное производство - 4521,5 руб.;

обработка древесины и производство изделий из дерева - 5389,3 руб.;

производство мебели и прочей продукции - 1684,4 руб.

сельское хозяйство - 5624 руб.

В настоящее время завершено согласование проекта Регионального соглашения об установлении минимальной заработной платы с 01.07.2010 года со сторонами социального партнерства и ГРБС республиканского бюджета. Проектом предлагается доведение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума (5338 руб.):

. С 01.07.2010 г. повысить минимальный размер заработной платы до 5338 руб. работникам внебюджетных отраслей экономики и низкооплачиваемым категориям работников бюджетных учреждений РБ, зарплата которых ниже 5338 руб.

. Повышение заработной платы остальным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с решением республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 17 марта 2010 г. №11 рассмотреть во II полугодии текущего года.

Несвоевременная выплата заработной платы, снижая уровень денежных доходов, несомненно, выступает резервом их роста. Однако, это небольшой резерв: погашение всего объема просроченной задолженности, сложившейся на 01.03.2010 г. в сумме 22,8 млн. руб., привело бы к увеличению темпов роста реальных располагаемых денежных доходов за январь-февраль 2010 г. на 0,1%.

Социальные трансферты являются вторым по значимости источником дохода, формирующим 16-20% денежных доходов. Реальный размер пенсий в начале 2010 г. по оценке возрос более чем на 55%. За 9 месяцев 2009 г. рост реального уровня трансфертов составлял 110,2%. Такие изменения, безусловно, оказали положительное влияние на динамику денежных доходов. В октябре 2009 г. принят закон РБ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия на 2010 год», в соответствии с которым с 1 января 2010 г. минимальный размер материального обеспечения пенсионера в республике не может быть ниже 4780 руб., кроме того, Пенсионным Фондом проведена валоризации расчетного пенсионного капитала (переоценки пенсионных прав, сформированных до реформы 2002 года в зависимости от стажа). При прочих равных условиях один только рост социальных трансфертов на уровне 140,5% позволил увеличить реальные располагаемые денежные доходы на 3,1%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Экономическая деятельность Игринского районного потребительского общества
Основная цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, получение навыков в проведении научно-исследовательской и практической работы. В качестве объекта исследования в курсовом проекте выбрано Игринское потр ...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появилось большое количество предпринимате ...