Определить место бюджетной политики в системе экономической безопасности. Выделить основные задачи в данной сфере, проанализировать существующие проблемы и наметить приоритетные пути развития бюджет

Место бюджетной политики в системе экономической безопасности обуславливается способностью:

обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства и основных финансово-экономических параметров;

нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;

преодолевать разногласия между органами управления на разных уровнях по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

предотвращать и пресекать финансовые нарушения.

В настоящее время, очевидно, что в Российской Федерации необходимо усилить роль государства в укреплении собственной экономики, в том числе через соответствующие методы финансового воздействия на нее.

Бюджетная политика в рамках экономической безопасности может быть условно разделена на две взаимосвязанные задачи:

. Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайной угрозы жизненно важным интересам РФ.

. Обеспечение безопасности при формировании доходов и осуществлении расходов, то есть защищенности интересов в ходе исполнения бюджета.

В первом случае государством принимаются достаточно активные меры по противодействию неправомерному использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. В частности, созданы специальные органы контроля (например, Федеральное казначейство; активизируется деятельность Счетной палаты РФ и иных специальных органов контроля; создается система органов финансового контроля в субъектах Российской Федерации), введены в гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» нормы об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. ст. 285.1, 285.2).

Второму выделенному аспекту обеспечения финансовой безопасности государство, как кажется, не уделяет достаточного внимания на должном уровне. Финансовая деятельность государства характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуется и осуществляется образование (аккумуляция, формирование), распределение и использование денежных фондов в целях выполнения своих задач и функций. В бюджетной сфере государство устанавливает методы распределения и способы использования бюджетных средств. Следовательно, пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, то есть посредством бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода.

В настоящее время перед государством стоит двуединая задача: использовать возможности бюджетного федерализма для разрешения имеющихся противоречий в бюджетных, налоговых и других финансовых отношениях в Российской Федерации и не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации и дестабилизации бюджетной системы, когда утрачивается ее единство и способность быть одним из важнейших регулирующих механизмов единого российского рынка.

В правовом отношении в основе потенциальной слабости и нестабильности российской бюджетной системы лежит конституционная неопределенность доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и их бюджетных полномочий. Конституция РФ предусматривает сложную систему полномочий: раздельные (исключительные), совместные и договорные полномочия по большинству параметров экономических, финансовых, социальных, природо-эксплуатационных и природоохранных полномочий и соответствующие механизмы управления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Экономическая сущность основных производственных фондов
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая нестабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности производства. Проблема повышения эффективности производства занимает в хозяйственной жизни ...

Валовой национальный (внутренний) продукт его измерение, структура и распределение
Показатель ВВП очень важен для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими п ...