Определить место бюджетной политики в системе экономической безопасности. Выделить основные задачи в данной сфере, проанализировать существующие проблемы и наметить приоритетные пути развития бюджет

Перенесение этой сложной конструкции полномочий на сферу бюджетных отношений порождает неопределенность бюджетных прав и ответственности, механизмов взаимодействия органов законодательной власти.

Что касается полномочий в системе вертикали исполнительной власти, то и здесь заложен и воспроизводится ряд противоречий.

Во-первых, на протяжении последнего десятилетия, после принятия Конституции РФ исполнительная вертикаль в бюджетной сфере не может функционировать на основе принципов административного подчинения, поскольку отсутствует правовая основа административной взаимосвязи бюджетов вышестоящего и нижестоящего уровней. В современной России нет сбалансированного государственного бюджета. Все три уровня бюджетной системы самостоятельны. Поэтому вместо бюджетного подчинения возникло бюджетное взаимодействие на основе самостоятельности бюджетов, что проявляется в функционировании самой вертикали исполнительной власти при решении бюджетных и налоговых вопросов.

Во-вторых, бюджетная вертикаль ограничена конституционными нормами, согласно которым «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12) и «самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы» (ст. 132).

В экономическом и финансовом отношении потенциальная нестабильность, конфликтность заложена в сохраняющихся элементах неопределенности отношений собственности на землю и недра, которые в растущей степени становятся экономической основой доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению центра и субъектов Федерации «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами». Только с помощью специального законодательства можно подвести законодательную базу и под межбюджетные отношения, взаимодействующие с совместными источниками бюджетных доходов.

Поэтому, как представляется, крайне нежелательны политические кампании и непродуманные действия властей по реализации отношений собственности на землю и недра, выводящие эти ресурсы из-под владения, контроля и управления государством, фактически из федеральной собственности и федерального управления.

Активный рыночный оборот земли ускорит ее переход из государственной в частную собственность, приведет к массовой продаже земель сельскохозяйственного назначения непосредственными производителями вследствие общей убыточности сельскохозяйственного производства и явится еще одной сферой спекулятивных операций, отвлекая тем самым потоки финансово-банковского капитала от реального сектора экономики.

В недалеком будущем бюджетная система будет вынуждена ассигновать крупные средства на покупку у частных собственников по рыночным ценам земельных участков для нужд государственного и муниципального строительства объектов социально-культурной сферы, жилья, дорог и др.

Важнейшей причиной обострения межбюджетных отношений и одновременно их следствием является ослабление федерального бюджета как «фундамента» бюджетного федерализма. Существует возможность проявления двух противоположных тенденций во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации: становление бюджетной системы с сильным федеральным бюджетом и в то же время децентрализация бюджетных взаимосвязей и «сжатие» федерального бюджета до минимально необходимых размеров содержания федерального центра.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Экономическая деятельность Игринского районного потребительского общества
Основная цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, получение навыков в проведении научно-исследовательской и практической работы. В качестве объекта исследования в курсовом проекте выбрано Игринское потр ...