Определить место бюджетной политики в системе экономической безопасности. Выделить основные задачи в данной сфере, проанализировать существующие проблемы и наметить приоритетные пути развития бюджет

Относительное и абсолютное уменьшение потенциала федерального бюджета подрывает его роль как источника трансфертов, субсидий, дотаций субъектам Федерации, источника финансирования федеральных программ, объединяющих российские регионы, поддерживающих общероссийскую инфраструктуру (транспорт, энергетику, связь, телекоммуникации, информатику, образование, культуру).

К настоящему времени стихийно сложившаяся децентрализация расходных полномочий в бюджетной системе России достигла некоего «естественного» предела. Но суммарная величина помощи и поддержки, которую необходимо выделить Правительству РФ для реализации сложившихся расходных полномочий региональных бюджетов, значительно превосходит возможности центра. Утвержденные ассигнования недовыполняются, при этом в отношении отдельных регионов проявляется субъективный подход.

В результате между Федерацией и многими регионами объективно возникает и растет определенная взаимная неудовлетворенность. Это приводит к возникновению постоянных противоречий во взаимоотношениях между бюджетами разных уровней. Разрешение таких противоречий руководство страны и субъектов Федерации находит в Соглашениях по разграничению бюджетных полномочий.

Противоречия в системе бюджетного федерализма и вообще межбюджетных связей могут обостряться или смягчаться в зависимости от характера и разрешающей способности межбюджетных технологий. В целом они пока еще недостаточно отработаны и законодательно не полностью регламентированы. Практика постоянно предлагает свои «решения», не всегда отвечающие критериям и интересам государственной безопасности РФ.

Фактором, дестабилизирующим финансовую систему, является неразделенность налоговых полномочий центра, субъектов Федерации, местных органов. По оценкам, в формально-юридическом отношении 90% всех доходных источников бюджетной системы представлены федеральными налогами, сборами и платежами и только около 10% источников бюджетов непосредственно регулируются и формируются региональными и местными властями. Перераспределение налоговой базы, формируемой федеральным законодательством, в источники бюджетов всех уровней, вызывается двумя группами факторов: объективным перераспределением расходных полномочий и субъективным давлением регионов на центр.

Пропорции формирования расходов не взаимоувязаны с пропорциями разделения налоговых поступлений. Дисбаланс между бюджетными полномочиями и обязанностями в области расходов и бюджетными полномочиями в области доходов, нехватка ресурсов толкают субъекты Федерации и органы местного самоуправления на «самозахват» федеральных налогов и доходов, на нарушение федерального бюджетного и налогового законодательства.

В настоящее время заключено более четырех десятков договоров о разграничении полномочий, в которых содержатся соглашения о разграничении налоговых и бюджетных полномочий, индивидуализирующие межбюджетные связи между РФ и ее субъектами. При этом нарушается ст. 5 Конституции РФ, гласящая, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

Договорные отношения могут способствовать как разрешению противоречий, так и их усилению, создавая угрозу экономической и государственной безопасности, в зависимости от конкретного содержания. В настоящее время в большей степени проявляется второе. Это определяется тем, что договорные отношения:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Выявление угроз экономико-правовой безопасности строительного предприятия ООО Уралспецстрой
Производственная преддипломная практика проходила с 01 сентября - 28 сентября 2012 года на строительном предприятии ООО «Уралспецстрой» в должности экономиста. Целью преддипломной практики являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области выявления угр ...

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...