Определить место бюджетной политики в системе экономической безопасности. Выделить основные задачи в данной сфере, проанализировать существующие проблемы и наметить приоритетные пути развития бюджет

расширяют сферу применения одноканальных бюджетных связей в обход существующей системы распределения налоговых полномочий и налогов;

сужают экономическое поле воздействия федерального бюджета и федеральных ведомств на территории Российской Федерации, отсекают их от непосредственной связи с юридическими и физическими лицами и от регулирования экономических процессов в соответствии с целями и задачами единой экономической политики;

способствуют усилению неравномерности в бюджетной обеспеченности регионов и населения;

создают условия для игнорирования федерального законодательства, формирования полусепаратистских режимов власти в тех или иных субъектах Федерации;

блокируют перечисление причитающихся федеральному бюджету налогов и платежей.

Бюджетно-налоговая асимметрия вызвала еще одну болевую точку бюджетного федерализма, а именно конфликт между регионами донорами и регионами реципиентами. Этот конфликт особо явственно проявляется в условиях обостряющихся время от времени бюджетных кризисов. Ряд регионов выступили с призывом начать диктовать свои условия федеральному центру, подготовить проект закона, вводящий льготные условия для регионов доноров.

Бюджетно-налоговая асимметрия имеет зачастую скрытую форму и проявляется через те или иные преимущества, полученные от федеральных властей. Необходимо также различать бюджетно-налоговую асимметрию при первичном разделении налоговой базы и конечную после учета всех межбюджетных трансфертов в форме ссуд, дотаций, субвенций, финансовой помощи, перечислений из Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Идеологической базой конфликта выступают региональные пропорции в использовании налоговой базы, широко распространившееся представление о субъектах Федерации как о налогоплательщиках. Воспринимая себя в таком качестве, субъекты Федерации все более открыто вступают в противостояние с федеральными органами власти.

Федеральная помощь нередко использовалась в сепаратистской игре с центром, в интересах региональных элит и отдельных деятелей, а не населения, поскольку отсутствует непосредственная связь финансовой помощи из федерального бюджета с физическими и юридическими лицами. Финансовые трансферты идут от центра администрациям (правительствам) республик, краев и областей, которые распределяют и используют эти средства по своему усмотрению.

Вследствие бюджетного кризиса федеральный центр не справляется с выполнением своих функций и полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации (оборона и безопасность, защита государственной границы и т.д.). Все более широко распространяется практика, когда региональные и местные бюджеты волей-неволей берут на себя финансирование территориальных федеральных органов, открывают дополнительное финансирование воинским частям и гарнизонам, пограничникам и пр.

Финансовые аспекты функционирования органов местного самоуправления отданы фактически полностью региональным властям. Существующая практика межбюджетных отношений приводит к подавлению самостоятельности органов местного самоуправления, лишает федеральную власть «союзника» в лице системы местного самоуправления.

Указанные выше угрозы, «болевые точки» в отношениях Федерации и субъектов Федерации ослабляют бюджетную систему России, блокируют единую бюджетно-налоговую политику, не позволяют государству в полной мере выполнять свои функции в проведении внутренней и внешней политики, обеспечивать на необходимом уровне безопасность и оборону страны. В связи с этим представляется необходимым в области теории бюджетного федерализма:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Безработица как социально-экономическое явление
Одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества на современном этапе развития, является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциаль ...

Государственное регулирование агропромышленного комплекса России
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он су ...