Определить место бюджетной политики в системе экономической безопасности. Выделить основные задачи в данной сфере, проанализировать существующие проблемы и наметить приоритетные пути развития бюджет

расширяют сферу применения одноканальных бюджетных связей в обход существующей системы распределения налоговых полномочий и налогов;

сужают экономическое поле воздействия федерального бюджета и федеральных ведомств на территории Российской Федерации, отсекают их от непосредственной связи с юридическими и физическими лицами и от регулирования экономических процессов в соответствии с целями и задачами единой экономической политики;

способствуют усилению неравномерности в бюджетной обеспеченности регионов и населения;

создают условия для игнорирования федерального законодательства, формирования полусепаратистских режимов власти в тех или иных субъектах Федерации;

блокируют перечисление причитающихся федеральному бюджету налогов и платежей.

Бюджетно-налоговая асимметрия вызвала еще одну болевую точку бюджетного федерализма, а именно конфликт между регионами донорами и регионами реципиентами. Этот конфликт особо явственно проявляется в условиях обостряющихся время от времени бюджетных кризисов. Ряд регионов выступили с призывом начать диктовать свои условия федеральному центру, подготовить проект закона, вводящий льготные условия для регионов доноров.

Бюджетно-налоговая асимметрия имеет зачастую скрытую форму и проявляется через те или иные преимущества, полученные от федеральных властей. Необходимо также различать бюджетно-налоговую асимметрию при первичном разделении налоговой базы и конечную после учета всех межбюджетных трансфертов в форме ссуд, дотаций, субвенций, финансовой помощи, перечислений из Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Идеологической базой конфликта выступают региональные пропорции в использовании налоговой базы, широко распространившееся представление о субъектах Федерации как о налогоплательщиках. Воспринимая себя в таком качестве, субъекты Федерации все более открыто вступают в противостояние с федеральными органами власти.

Федеральная помощь нередко использовалась в сепаратистской игре с центром, в интересах региональных элит и отдельных деятелей, а не населения, поскольку отсутствует непосредственная связь финансовой помощи из федерального бюджета с физическими и юридическими лицами. Финансовые трансферты идут от центра администрациям (правительствам) республик, краев и областей, которые распределяют и используют эти средства по своему усмотрению.

Вследствие бюджетного кризиса федеральный центр не справляется с выполнением своих функций и полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации (оборона и безопасность, защита государственной границы и т.д.). Все более широко распространяется практика, когда региональные и местные бюджеты волей-неволей берут на себя финансирование территориальных федеральных органов, открывают дополнительное финансирование воинским частям и гарнизонам, пограничникам и пр.

Финансовые аспекты функционирования органов местного самоуправления отданы фактически полностью региональным властям. Существующая практика межбюджетных отношений приводит к подавлению самостоятельности органов местного самоуправления, лишает федеральную власть «союзника» в лице системы местного самоуправления.

Указанные выше угрозы, «болевые точки» в отношениях Федерации и субъектов Федерации ослабляют бюджетную систему России, блокируют единую бюджетно-налоговую политику, не позволяют государству в полной мере выполнять свои функции в проведении внутренней и внешней политики, обеспечивать на необходимом уровне безопасность и оборону страны. В связи с этим представляется необходимым в области теории бюджетного федерализма:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Бизнес-план создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ Для Душа и Души
Полное наименование проекта: «Создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ «Для Душа и Души»» Цель проекта: Удовлетворение непокрытого спроса на косметическую продукцию и создание рабочих мест в районе реализации проекта, извлечение прибыли. Услуги проекта: Ассортимен ...

Государственное регулирование процесса ценообразования в Республике Беларусь
Достижение положительных результатов от проводимой реформы экономической системы во многом зависит от того, насколько успешны преобразования механизма ценообразования. Развитие рыночных методов хозяйствования предполагает повышение самостоятельности предприятий в принятии решений, в том числе и ...