Cущность, функции и значение бизнес-планирования в управлении организациями

Успех любого бизнеса зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. Для этого и применяется бизнес-планирование.

Бизнес-план представляет собой комплексную программу эффективного развития хозяйствующих субъектов на определенный период времени с целью повышения их конкурентоспособности и получения максимальной прибыли. Бизнес-план характеризует процесс функционирования организации, показывает, каким образом ее менеджеры собираются достичь поставленной цели, в первую очередь повышение рентабельности ее деятельности и обеспечить конкурентных преимуществ на рынке. Обоснованный бизнес-план способствует успешному развитию организации, завоеванию новых позиций на рынке, получению банковских кредитов и привлечению инвестиций.

Сущность бизнес-планирования выражается в его функциях.

По мнению Н. В. Максименко, «основная функция - использование бизнес-плана для разработки стратегии (концепции) развития организации и конкретизация отдельных направлений ее деятельности, что жизненно необходимо как в период создания организации, так и для расширения ее деятельности. Другой его функцией является оценка и контроль основных параметров деятельности организации путем сравнения фактических показателей с показателями бизнес-плана. Важная функция бизнес-плана - привлечение для реализации проектов инвестиций, банковских кредитов, организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности. Бизнес-планирование призвано обеспечить успешную реализацию акций организаций на фондовом рынке, формировать ее благоприятный имидж. С помощью бизнес-плана решаются задачи снижения степени риска, предупреждения банкротства и вывода организаций из кризисных ситуаций» [24, с.77].

Е. М. Попов считает, что «бизнес-план выполняет пять функций:

определения стратегии бизнеса (концептуального подхода);

планирования;

привлечения дополнительных кредитных ресурсов;

привлечения к реализации проекта внешнего финансового капитала для закупки новых технологий;

определения основных направлений реструктуризаций, сориентированных на компетентных исполнителей» [36, с.369].

А, по мнению Н. Г. Забродской, «различают шесть основных функций бизнес-плана:

внешняя, которая заключается в установлении и расширении контактов с партнерами и обращении в банк для получения кредитов, решения проблемы финансирования проекта;

экономия времени путем стандартизации процесса ознакомления с проектом инвесторов, кредиторов и возможных партнеров;

четкое определение конечных и промежуточных целей и сроков их достижения;

бизнес-планирование заставляет предпринимателей адекватно оценить проект с различных сторон: сбыт, управление, кадры, стимулирование, финансы;

внутренняя функция бизнес-плана, которая заключается в выяснении возможных трудностей и рисков, их причины и определения путей устранения;

бизнес-план является инструментом контроля, управления и сопоставления с фактическими достижениями» [15, с.195].

Планирование деятельности организации и ее развитие с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в том числе:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...

Бизнес-план предприятия и методика его обоснования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ...